Для компании процесс описания бизнес-процессов — это начало работы по оптимизации деятельности и объективная оценка существующей ситуации. Как сделать это самостоятельно, рассказала в своей колонке Александра Брусникина, основатель и генеральный директор компании «Второй план».
С чего начать
Чтобы подойти к самим процессам, нужно сначала обратиться к целям компании и спуститься к организационной структуре. Распределение основных узлов управления помогает передать ответственность и делегировать обязанности, что в разы упрощает жизнь собственникам компании.
Все изменения происходят для чего-то, поэтому еще одним существенным, а точнее сказать первым шагом к началу такого внутреннего проекта, станет определение цели и задач будущих работ. И только затем стоит переходить к процессам.
У каждого процесса должна быть голова, потому закрепление ответственных, если их не было, — обязательная процедура.
Виды бизнес-процессов
Вариантов классификации видов бизнес-процессов множество. В малом бизнесе я советую делить бизнес-процессы на три вида: операционные, управляющие и поддерживающие.
— К операционным относится все, что мы делаем регулярно. Это основа жизнедеятельности нашей компании — клиенты, маркетинг, производство (товаров и услуг), снабжение (делопроизводство, логистика), администрирование (АХД, поиск и подбор кадров).
— Управляющие процессы: стратегическое управление, управление кадрами (адаптация, обучение и развитие), управление производством, управление финансами, функция контроля и анализ эффективности.
— Поддерживающие — это взаимоотношения с подрядчиками по обслуживанию ваших ресурсов и запросов по мере необходимости в компании (программист, бухгалтер, дизайнер, прочие партнеры компании).
Как описать процессы
Сама механика по описанию бизнес-процессов выглядит так:
1. Разделите все ваши направления на 3 рукава по типам. Для визуализации лучше использовать сервисы для создания карт.
2. Определите наиболее значимые — те, которые приносят деньги, или без чего нельзя выполнить работы по производству продуктов компании. В основном это все операционные процессы, и я бы еще добавила стратегию из управляющих для первоначального изучения и формализации.
3. Берите направления поочередно и делите его на шаги.
Пример
4. Каждый шаг распишите по схеме:
название шага — длительность — вход — выход — комментарии.
Удобнее это делать в таблице с последовательными колонками. Если в процессе участвуют несколько сотрудников с разными функциями, то самую верхнюю строчку лучше поделить на всех участников процесса. Это даст возможность оценить нагрузку на каждого.
Пример
Описываем каждый шаг и этап. Это не быстро, но выполнимо.
Зачем компании нужны описанные бизнес-процессы
Что получает компания по факту хорошо выполненной работы:
— Прозрачность бизнеса. Здесь вы начинаете видеть реальную последовательность и зависимость процессов, понимать необходимость использование ресурсов.
— Оцифровка продолжительности шага. Имея первоначальные цифры, можно начинать работы по оптимизации времени выполнения и повышения эффективности. У персонала есть четкая картина норма/час.
— Понятный ход событий для исполнителя в разы увеличивает его производительность. Если сотруднику помочь с инструментами для отработки шага и выдать все необходимое, то процесс становится практически автоматизированным.
— Ясная картина для компании по устранению узких мест и последующих шагов развития. Например, разработка модели по работе с клиентом, автоматизация бизнеса в частности или полная.
В итоге у компании есть готовая база для оценки текущей ситуации и дальнейшей оптимизации деятельности.
Оптимизация в основном представляется собственниками как повышение производительности и эффективности предприятия, что приводит к росту прибыли компании, а значит, рисует картину повышенного комфорта. С оценкой ситуации все иначе: в 90% из 100 носит разочаровывающий характер, потому что далека от того образа, что был в голове собственника еще вчера. 80% владельцев бизнеса после получения результатов предпочитают притворится страусами, и только 20% решаются на изменения и начинают путь восхождения к новому и светлому.
Стоит помнить, что нет идеальной системы или модели, есть осознанное понимание, что выгодно для компании сегодня, а что ее тормозит. От балласта пора избавляться.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы