Коворкинг — явление новое на рынке коммерческой недвижимости и в мире, и в России. Еще более новый тренд — появление профессиональных игроков и превращение коворкингов в сетевой бизнес. Почему коворкингами заинтересовались крупные компании, которые переводят туда часть персонала, рассказала Анна Жидкова, коммерческий директор сети коворкингов «Рабочая Станция».
Начальной целью создания коворкингов было удовлетворение потребности стартапов, фрилансеров и небольших команд, только начинающих свой бизнес, в удобном офисном пространстве. До появления коворкингов начинающий бизнес вынужденно арендовал помещения в офисных центрах класса В- и ниже. Одна из причин — сдача в аренду помещений в бизнес-центрах класса, А и В+ только большими площадями (от этажа или от 1000 кв. м). Даже если собственник современного офисного здания принимает решение о сдаче помещений в «мелкую нарезку», площади офисов начинаются от 200–300 кв. м. 300 кв. м как офис на 30–40 сотрудников, согласитесь, это уже солидная компания и серьезные вложения.
Неудивительно, что коворкинги так стремительно набрали популярность и остаются комфортным вариантом для компаний с небольшим штатом.
Сейчас мы видим как оптимизируются и развиваются коворкинги и их внутреннее пространство. Появляются дополнительные услуги (спортзал, капсульный отель, юридическая поддержка от профессиональных юристов и т. д.) и забываются первые форматы с креслами-мешками, play station и смузи.
Коворкинг как площадка с востребованными сервисами, удобной и эргономичной мебелью, современным оборудованием переговорных комнат и конференц-залов становится объектом интереса и для крупных компаний. Сегодня, например, у нас в Рабочей станции около 30% мест заняты сотрудниками компаний из большого бизнеса.
Причин у такого интереса несколько.
1. Комфорт
Сотрудник крупной и успешной компании, привыкший к кенийскому кофе по вторникам и бразильскому по средам, не будет чувствовать себя ущемленным при переезде в коворкинг — здесь все так же прекрасно, как было в собственном офисе.
2. Гибкость
Гибкий подход к условиям аренды и возможность аренды именно того количества рабочих мест, которое необходимо на данный момент.
Обычно при заключении договора аренды компании вынуждены закладывать дополнительные 10–15% площади на случай увеличения штата. Таким образом, многие корпорации платят за 2000–3000 кв. м (и более) неиспользуемой площади (с учетом кризисных корректировок, возможно, эта площадь вообще не будет использоваться в течение всего срока аренды). Это 20–50 млн «лишних» рублей в год.
В коворкинге всегда можно оперативно «добрать» несколько мест при увеличении штата и отказаться от них, если такая необходимость пропала. Нет штрафных санкций за выход из контракта, нет необходимости предупреждать о своих планах по изменению численности штата за несколько месяцев. В случае со стандартной арендой штраф за выход из договора взимается в размере не менее трехмесячной арендной платы, кроме того, арендатор должен уведомить арендодателя не менее чем за 6 месяцев до предполагаемой даты расторжения. Обе санкции действуют одновременно. В большинстве бизнес-центров возможность выхода из контракта не предусмотрена в принципе.
Коворкинг готов предоставить места и на один день тем сотрудникам, которые по долгу службы не должны находиться в офисе ежедневно. А потому на 20 арендованных местах могут работать 30 сотрудников.
3. Атмосфера
Ещё одна причина — творческая атмосфера. Крупные компании переводят часть сотрудников в коворкинг, чтобы «оторвать от реальности», заставить по-новому взглянуть на рабочий процесс, пообщаться с увлеченными своим делом людьми.
Ввиду того, что многие резиденты коворкингов работают на себя, а значительная часть из них еще и с европейскими, и американскими партнерами, да еще и в других часовых поясах, жизнь на площадке не прекращается никогда. И в 10 вечера, и в 7 утра можно встретить кого-то увлеченно обсуждающего проект на конференц-звонке или сосредоточенно вглядывающегося в монитор. Невольно заражаешься их усердием и волей к победе.
4. Быт
У коворкинга есть еще масса преимуществ бытового характера: вы не думаете об уборке помещения, не берете на себя заботу об организации жизнедеятельности офиса (закупки чая/кофе/воды, ремонт техники и текущий ремонт помещения), не занимаетесь набором и обучением персонала, поддерживающего работу офиса и т. д.
Всё это даёт нам основания полагать, что в скором времени мы увидим еще больший спрос на коворкинги со стороны крупных международных и российских компаний.
[simlink]Бизнес в кризис: офис мечты, приносящий доходСтоит ли соглашаться на удаленную работу
[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы