Зачем учителям деньги?

Зачем учителям деньги?

4267 9 августа, 2016 год

Позиция, озвученная на днях премьер-министром Дмитрием Медведевым относительно доходов учителей, вызвала общественный резонанс. Его слова окончательно развеяли и без того призрачную надежду «бюджетников» на то, что государство когда-нибудь о них позаботится. Какой механизм финансирования подошел бы российским педагогам, рассуждала в своей колонке Наталья Владимирова, основатель международного образовательного проекта Ubuntu Mail.

То, что труд учителей в России всегда был недооценен, особенно в сравнении с развитыми европейскими странами, ни для кого не секрет. Так, в Греции средняя зарплата учителя составляет от $2 тыс., а в Швейцарии — $5,5 тыс. в месяц. Средний доход российского педагога едва ли дотягивает и до $400 в месяц, а в свете затяжного падения рубля и того меньше. Наверное, именно для них особенно страшным кажется ироничное проклятье из фильма «Бриллиантовая рука»: «Чтоб ты жил на одну зарплату».

В Греции средняя зарплата учителя составляет от $2 тыс., а в Швейцарии — $5,5 тыс. в месяц.

Конечно, учителя не оставляли надежды, что правительство обратит внимание на эту проблему и предпримет меры, чтобы профессия, без которой не может обойтись общество, наконец, вышла на достойный уровень компенсации. Ведь от качества работы педагогов зависит не только будущее конкретного человека, но и благополучие социума в целом.

Дмитрий Медведев порекомендовал остаться в профессии лишь тем, чей зов сердца к собственному призванию — педагогике — сильнее зова плоти к комфорту и вкусной еде. Остальным чиновник посоветовал в свободное от работы по призванию время как-то выкручиваться. То есть, выучил ребятишек, переборол усталость — бери чемоданчик и иди по квартирам заниматься, например, сетевым маркетингом.

Возможно, людям советского воспитания и будет понятен посыл Дмитрия Анатольевича — работать за идею. Но вряд ли молодое поколение выходцев из педагогических вузов сможет им проникнуться. Сегодня выбор специальности, в первую очередь, зависит от возможности трудоустройства, заработной платы и наличия бюджетных мест. Если понятие «заработная плата» исключить из этого перечня, вряд ли молодые специалисты в начале карьерного пути вообще захотят связывать жизнь с педагогикой. Они сразу пойдут в сетевой маркетинг, даже не заглянув в учительскую.

Куда логичнее выглядела бы ситуация, когда правительство вместо «ценных советов» дорабатывает дефективный механизм. В данном случае механизм финансирования образования и новых систем оплаты труда. По сути, чиновникам даже не обязательно ломать голову над разработкой оптимальных схем, все уже придумано до них, нужно лишь обратиться к западным жизнеспособным моделям.

Возможно, людям советского воспитания и будет понятен посыл Дмитрия Анатольевича — работать за идею.

Мировые практики систем оплаты педагогического труда зависят от того, какие нормы (социальные, экономические, внутриведомственные и др.) закрепляются положениями о системе оплаты труда.

Наиболее распространенная модель в западноевропейских странах — контрактная система. Попечительский совет школы заключает индивидуальный контракт с учителем, представившим на согласование образовательную программу, обеспечивающую достижение детьми описанного набора образовательных результатов.

В большинстве штатов Америки введена максимально простая система оценки труда педагогов — через оклады, которые устанавливаются учителю в зависимости от двух параметров: образование и квалификация; стаж. Так, учитель, имеющий степень PhD, проработавший в школе 15 лет, получает наибольший оклад.

Наиболее распространенная модель в западноевропейских странах — контрактная система.

В Финляндии в ряде школ оклад педагога составляет лишь часть заработка. Вторая часть — это стимулирующая 30-процентная надбавка, которая начисляется в зависимости от достижения учителем ряда качественных показателей. Если в течение учебного года учитель постоянно получает такую надбавку к окладу (при условии достижения установленных значений показателей качества работы), на следующий год оклад увеличивается на эти 30%, и уже к новому окладу добавляются очередные 30% стимулирующих выплат. При этом контрольные значения показателей, по которым оценивают качество труда учителя, тоже растут.

Будут ли расти качественные показательные труда российских педагогов при нынешней системе «стимулирования» — остается под большим вопрос. Хотя ответ на него предположить не сложно.

Основатель международного образовательного проекта Ubuntu Mai

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70511
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18747
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12976
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9709