По данным NDP Group, 56% российских заведений, продающих фастфуд, работают по франчайзингу. В кризис требования к потенциальным франчайзи снижаются и теперь стать представителем одной из сетей можно за скромную сумму. Получится ли заработать на таких франшизах, рассказал наш эксперт Александр Кузьмин, генеральный директор компании РусХОЛТС.
Франшиза франшизе рознь
Иностранные и российские сети фастфуда стремятся развивать свой бизнес в стране по франшизе. Forbes выделил 9 лучших проектов, приняв во внимание показатели средней годовой выручки одной точки, маржинальность и соотношение прибыли и стартовых вложений.
Самые солидные франшизы в списке Forbes — это серьезные «стационарные» сети с полноценным кофейным предложением, Coffeeshop Company и «Шоколадница». Стартовые инвестиции в 12 млн руб. и 14 млн руб., средняя прибыль — 6 млн и 4,8 млн. Цифры, очень похожие на то, что называется бизнесом.
Средняя температура по больнице и насыщенность рынка заставляют усомниться в выгодности такого вложения, особенно в больших городах.
Остальные участники рейтинга — труба пониже, дым пожиже, независимо от того, идет ли речь о выраженном кофейном профиле заведений, или об общепите, цель которого — накормить гостя. Вот «Бодрый день» — «кофе-с-собой», выпечка, и т. д. 600 тыс. руб. прибыли в среднем — прямо скажем, не совсем тот показатель, который вдохновляет на покупку франшизы и обременение себя всем, что связано с ее развитием и поддержкой.
Да, стартовые вложения обозначены на уровне в 500 тыс. руб. И это вроде как доступно, с учетом обеспечения кофе и расходными материалами, а также отсутствием роялти. Но, как говорится, средняя температура по больнице и насыщенность рынка заставляют усомниться в выгодности такого вложения, особенно в больших городах. С таким «Бодрым днем» — если только в новый район, где еще ничего не открыли и не построили.
Хот-дог — это просто!
«Стардог!’s» отмечен в рейтинге на том же уровне, что и «Бодрый день», только с еще более низким порогом входа на рынок в 350 тыс. руб. и 1000 руб. (!) роялти в московском регионе (в других частях России — 1% от оборота). «Транспортная» франшиза с акцентом на вокзалы, метро и проч. — дело нужное, но такая дешевизна заставляет сомневаться в том, что покупаемые за эту сумму блага чего-то стоят. Франшиза за 1 тысячу в месяц в Москве? Серьезно?
Нет, мы все любим хороший хот-дог, да еще и в нужное время в нужном месте, когда мы в пути и нужно быстро поесть, но это с точки зрения потребителя. С точки зрения бизнеса — это такой микроформат, который граничит с хобби, и, на мой взгляд, предлагает такой же уровень качества.
Востребованное далеко не всегда означает хорошее или правильное.
Дешевая франшиза, которая обещает безбедную жизнь «с собственным бизнесом» — это из той же оперы. То есть, поймите правильно — само соотношение открытых и закрытых точек и их общее количество говорят о востребованности формата, это отрицать нельзя. Но востребованное далеко не всегда означает хорошее или правильное — рюмочные в Петербурге открываются с завидным постоянством практически везде по городу, даже в самых престижных его частях. Но вот хорошо ли это?
Кризис меняет франчайзинговый рынок и не в лучшую сторону, поскольку требования к франчайзи снижаются, и это видно как раз по показателю инвестиций в открытие точки. Суммы, доступные если не любому, то многим. Искушение пополнить ряды предпринимателей и примерить на себя уже узнаваемый, готовый бренд с понятным лицом (какое бы оно ни было) велико.
Франшиза — это всегда потолок. Вот тебе бренд, вот тебе концепция, вот тебе рецепты-расходники — твой номер 16-й, продавай, как сказано.
Франшиза — это всегда потолок. Вот тебе бренд, вот тебе концепция, вот тебе рецепты-расходники — твой номер 16-й, продавай, как сказано. Это снимает с начинающих предпринимателей главный и важный этап работы: создание своего уникального предложения рынку, благодаря которому они и собираются заработать миллионы. Расползание дешевых франшиз «убивает» рынок общепита как таковой, не давая появиться и развиться чему-то действительно интересному и уникальному.
Технологии, а не мода
Человек, отработавший по франшизе, приобретает ценный личный опыт ведения дел. На профильном сайте мы нашли отзывы франчайзи о франшизах из рейтинга Forbes.
Воистину, Vox populi — vox Dei.
Фастфуд задействует серьезные технологии, доступные за серьезные же деньги. В этом его сила, а вовсе не в узнаваемости бренда или его популярности, чтобы ни говорили продавцы модных и доступных франшиз. Поэтому дешевые франшизы в любых одежках (российских или иностранных) — это головная боль и деньги на ветер.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы