«Умный» магазин: каким станет шопинг будущего

«Умный» магазин: каким станет шопинг будущего

7752 16 февраля, 2016 год

Магазины становятся центрами нового опыта. Теперь это не просто место, куда можно зайти за покупкой. Цифровые технологии дают возможность проявить фантазию: кто-то внедряет планшеты с возможностью кастомизации футболок, кто-то устанавливает в магазине виртуальную примерочную, кто-то устраивает интерактивные квесты для получения скидок, где-то посетителям помогает робот. Какими же станут магазины будущего, читайте в колонке нашего нового эксперта Алисы Лукониной, директора по маркетингу компании AddReality.


Офлайн + онлайн

Что такое «шоу-руминг»? Люди приходят в магазин померить и потрогать нужные товары, фотографируют ценники, а потом заказывают понравившееся через интернет, но намного дешевле. В последнее время это поведение потребителей стало массовым.

Однако это не значит, что все обычные магазины скоро закроются, скорее, шоу-руминг заставит их двигаться вперед. Именно благодаря шоу-румингу начала активно развиваться стратегия omnichannel-маркетинга — объединения реальных и виртуальных каналов продаж. Если магазин предоставляет покупателю возможность изучить честные отзывы, дает выбрать способ покупки и при этом обеспечивает качественный сервис, то бояться ухода клиентов в онлайн ему не стоит.

Покупатели новой эпохи

Современную молодежь сейчас принято называть миллениалами. Если коротко, это те самые люди, которые приходят на свидание в ресторан и весь вечер сидят в смартфонах. Это поколение появилось на свет в середине восьмидесятых, и их юность совпала с повсеместным проникновением цифровых технологий.

Такое насыщенное технологическое окружение и обусловило явное нежелание слышать от продавца в магазине заветный вопрос: «Чем вам помочь?» И дело не в том, что миллениалы — социопаты. Они (мы) стали меньше доверять общению с заинтересованным в продаже человеком, зато больше верить в беспристрастность техники.

Крупные ритейлеры, нацеленные на аудиторию миллениалов, давно уловили этот тренд.

Так началось вытеснение стандартных бумажных POS-материалов цифровыми вывесками. Ярко светят неоном витрины магазинов молодежной одежды, на видеостенах крутятся ролики, на полках стоят планшеты с функцией подбора подходящей модели спортивных кроссовок, свою помощь предлагают мобильные консультанты с полными электронными каталогами. Все создано для комфорта покупателя новой эпохи.

Помочь, подобрать, оценить

Очевидно, что магазины будущего станут еще более технологичными. Покупателя будет привлекать не продавец с натренированной улыбкой, а виртуальная примерочная и зеркало-консультант. Конечно, оно не воскликнет: «Ой, ну вам так идет голубой!», но зато покажет размеры и цвета в наличии, альтернативные варианты, закажет понравившуюся вещь из зала, подскажет, какие аксессуары рекомендуют профессиональные стилисты.

Для постоянных покупателей «умный магазин» предложит варианты товаров на основе истории их покупок и предпочтений. Станут «умнее» и системы обратной связи с клиентами.

В цифровой рекламе становится популярным таргетирование контента по целевым аудиториям: скоро каждый будет видеть в магазинах именно ту рекламу, которая может быть ему интересна.

Конечно, про полное исчезновение персонала из магазинов речи не идет — цифровые технологии помогают продавцам, но заменить людей полностью гаджеты не в состоянии. Но покупатели придут уже с четким пониманием того, что именно им нужно, поэтому от персонала потребуется скорее поддержка и помощь, чем навыки активных презентаций.

На Западе сейчас набирает популярность понятие retailtainment — это совмещение развлечений и продаж, которую используют торговые комплексы, гипермаркеты и крупные магазины для развлечения покупателей. Это развивается и у нас: вовлечь посетителя в процесс выбора товара намного важнее, чем предложить ему даже самый широкий ассортимент.

Всех посчитают

Для ритейлеров настало то время, когда стало необходимым следить за новыми технологиями и рационально подходить к цифровой «обвязке» магазинов. Существует тенденция слияния всех электронных систем магазина (для подсчета посетителей, хранения данных о товаре, трансляции рекламы в торговых центрах и сетях) в единый инструмент с централизованным управлением. Это упрощает рабочий процесс и экономит деньги и время.

Главное преимущество «оцифровки» магазина — возможность получать статистику поведения посетителей, эффективности каждой рекламной кампании, взаимодействия посетителей с интерактивными устройствами, качества сервиса. Современные платформы позволяют полностью автоматизировать показ рекламных кампаний, основываясь на данных о проходимости магазина в конкретное время, прогнозировать и подсказывать оптимальное время для запуска рекламы, анализирует эффективность.

Мы видим, что в индустрии рекламных технологий в ритейле постепенно заканчивается эпоха слепого подражания — «сосед поставил светодиодную витрину, и мне тоже срочно надо». Сейчас на первый план выходят разумные рациональные доводы для каждой траты, основанные на всестороннем анализе.

Директор по маркетингу компании AddReality

Как выбрать кассу для своего бизнеса 79119
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19993
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 14060
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 10279