Коррупция в ЖКХ и не только: кому выгодно менять бордюр на поребрик

Коррупция в ЖКХ и не только: кому выгодно менять бордюр на поребрик

3382 23 ноября, 2015 год

Хотите узнать, почему ремонтные работы в городах России часто проводятся на одном и том же месте, и кто на этом зарабатывает? Читайте колонку нашего эксперта Александра Хаминского, главы Республиканского юридического общества.


Москва — третий Рим?

Показательный судебный процесс по следам громкого коррупционного скандала, получившего название Mafia Capitale («Столичная мафия»), начался в Риме на минувшей неделе. Свыше сорока руководящих сотрудников городской мэрии, занимавшихся непосредственно распределением бюджетных средств на осуществление городских и муниципальных нужд, обвиняются в причастности к мафиозным структурам. Всем арестованным предъявлены обвинения в отмывании денежных средств, взяточничестве, фальсификации результатов тендеров и пр. Следствие намерено доказать, что в результате их преступной деятельности в Риме была создана разветвленная коррупционная система, связанная с государственным финансированием управления миграционными потоками, предпринимательской деятельности в области сбора и утилизации мусора и пр.

В этой связи неизбежно возникают ассоциации с тем, каким образом осуществляются в Москве планирование, финансирование и реализация жилищно-коммунальных проектов, проектов дорожного строительства и иных инфраструктурных программ, средства на которые выделяются из городского бюджета.

Что нам стоит город построить

С одной стороны, многочисленные городские программы благоустройства, такие как создание пешеходных зон в центре столицы, организация «народных парков» в спальных районах, строительство новых станций метрополитена, дорожных развязок и автомагистралей, несомненно, благое дело. Вместе с тем, заинтересованный наблюдатель обратил внимание, что зачастую ремонтные работы годами проводятся на одном и том же месте, не требующем, по мнению горожан, реконструкции, а сами проекты стоят поистине фантастических средств.

Так, в рамках реализации городского проекта по воссозданию пешеходных зон в Столешниковом и Камергерском переулках, на улицах Кузнецкий мост, Петровка и Рождественка, начатой еще в 2012 г., при ремонте участка от Неглинной до Рождественки проводились работы по замене брусчатки на ул. Кузнецкий мост с частичным сохранением исторического камня брусчатки. Городской казне эта реконструкция обошлась в астрономическую сумму в размере 1 млрд руб., но уже через год до 30% плитки, которой заново вымостили улицу, потребовали замены.

Еще один пример — устройство пешеходной зоны вдоль Проспекта Мира от Сухаревской площади до района Ростокино. И в этой части города работы по благоустройству продолжаются уже немало лет. На пешеходных участках улиц и скверов демонтируют асфальтовое покрытие хорошего качества, заменяя его плиткой, и устанавливают новый бордюрный камень, обновляют пригодное к использованию оборудование на детских площадках, заново обустраивают ранее разбитые газоны и клумбы.

Что это, головотяпство и халатность чиновников городских и муниципальных служб или отлаженная коррупционная схема? Нет нужды говорить, что реакция жителей районов, где проводятся реконструкция благоустроенных территорий, однозначна и вполне предсказуема: «Осваивают и отмывают».

Бордюр на поребрик?

Недоумение вызывает и многое другое, например, недавняя масштабная замена бордюрного камня на главных городских автомагистралях и центральных улицах. Работы, продолжавшиеся не один месяц, до сих пор не завершены. Асфальтовое покрытие дорожного полотна не восстановлено в разных районах столицы: по Ленинградскому проспекту, вдоль Проспекта Мира и т. д. А ведь после зимы этот недострой непременно потребует проведения очередных восстановительных работ. Есть и другой аспект. Непрекращающиеся дорожные работы — не только значительная статья расходов городского бюджета, но и усложнение и без того непростой транспортной ситуации в городе. А поскольку качество этих дорожно-строительных работ невысоко, закончив и сдав заказчику — городу — последний участок, дорожники возвращаются на тот же объект, но уже для его восстановления и ремонта. Хотя известно, что средняя стоимость устройства одного метра дорожного полотна в нашей стране значительно выше среднемировых значений стоимости аналогичных работ.

Не все просто и на столичном рынке противогололедных материалов. Как известно, бюджетные расходы на их закупку постоянно возрастают. По сравнению с 2008—2009 гг. размер ассигнований на приобретение ПГМ вырос более чем в три раза, а ситуация с тендерами на поставку ПГМ для городских нужд каждый год обрастает скандалами. Многомиллиардные контракты достаются фирмам-однодневкам или структурам, близким к федеральным чиновникам высокого уровня. Город закупает неэффективные, неоправданно дорогие и токсичные реагенты.

Непрозрачные сети

По моему мнению, «бенефициарами» в градостроительных делах вполне могут оказаться и чиновники столичной мэрии. Непрозрачность при проведении закупок и тендеров для государственных и муниципальных нужд в сфере городского ЖКХ порождает обоснованное сомнение и подозрение в существовании коррупционных схем. И не только в ЖКХ!

Строительство городских технопарков, реконструкция территории ЗИЛ и застройка участка, где ранее находилась гостиница «Россия», организация питания в городских дошкольных и школьных образовательных учреждениях, закупки медицинского оборудования и лекарственных средств для медицинских учреждений столицы и городских аптек — по каждому подобному инфраструктурному проекту возникает масса вопросов к столичным властям. Не является исключением и деятельность государственного унитарного предприятия города Москвы «Московское имущество».

Созданное в 2004 г. ГУП «Мосимущество» должно было повысить эффективность использования городской собственности. Сейчас на его баланс передано практически все недвижимое имущество, принадлежавшее городу. На торги городские имущественные комплексы выставляются по сильно завышенной цене и не находят своего покупателя. Позднее имущество реализуется значительно дешевле стартовой цены. Так Даниловский рынок осенью этого года был продан за 425 млн руб., что почти в пять раз дешевле первоначальной цены, по которой мэрия в 2012 году впервые выставляла данный объект на продажу. Кроме того, на счета ГУП, а не в московский бюджет, взыскиваются теперь и арендные платежи по городскому имуществу, находящемуся в его хозяйственном ведении.

Таким образом, возникает стойкое ощущение, что Mafia Capitale и Cosa Nostra опутали сетями не только итальянскую столицу. Дождемся ли судебных процессов? Как знать, как знать.

Глава Республиканского юридического общества.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71862
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18868
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13059
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9761