Мертвая петля «Трансаэро»

Мертвая петля «Трансаэро»

3549 12 ноября, 2015 год

«Вокруг авиакомпании „Трансаэро“ создается искусственная шумиха с целью скрыть преднамеренное банкротство», — считает наш эксперт Александр Хаминский, глава Республиканского юридического общества. Подробности — в его колонке.


Банкрот или не банкрот

С 26 октября Росавиация аннулировала сертификат «Трансаэро», такого перевозчика больше не существует, а все обязательства компании по перевозке пассажиров взяли на себя «Аэрофлот» и другие. Генеральный директор «Трансаэро» Дмитрий Сапрыкин намерен обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании управляемой им компании банкротом. Ситуация двойственная, т. к. буквально несколько дней назад был разыгран хитроумный ход по выкупу 51% акций «Трансаэро» гендиректором авиакомпании S7 Владиславом Филевым.

Чудесные превращения «Трансаэро»

История с долгами «Трансаэро» длится больше года. Уже в 2014 году компания фактически обанкротилась, но до последнего времени не желала признавать очевидного, влезая глубже в кредитную яму. Завуалировать падение «Трансаэро» пыталась приписками, в 30 раз увеличив в бухгалтерской отчетности за 2014 год стоимость нематериальных активов и кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, которую «в упор не заметили» аудиторы из «РСМ Русь».

Никто так и не смог понять следующего. Если за 2014 год чистый убыток «Трансаэро» вырос на 8,4% до 14,4 млрд руб., то как компания смогла произвести дооценку бренда с 2,1 млрд до 61,3 млрд руб. (на 59,1 млрд руб.), и как сам бренд «Трансаэро» стал стоить дороже в 30 раз. Налицо — попытка замаскировать убытки и представить будущим акционерами красивую картинку.

Для сравнения, бренд «Аэрофлота», по данным Brand Finance, на 2014 год оценен в $1 млрд, «Сбербанк» — $8,67 млрд и «Газпром» — $6,96 млрд.

Почему «S7»?

Мыльный пузырь лопнул летом 2015 года. Правительственная комиссия предложила «Аэрофлоту» выкупить 75%+1 акция «Трансаэро» за символический 1 рубль. Параллельно с этим кредиторы предлагали передать авиапарк в управление авиакомпании S7. Сделка не состоялась, а долг «Трансаэро» достиг меж тем запредельных 250 млрд руб.

Осенью стало ясно, что банкротства не избежать: компанию передали под операционное управление «Аэрофлота», и 1 октября правительство приняло решение о банкротстве перевозчика. Крупнейшие кредиторы «Сбербанк» и ВТБ поддержали решение о признании несостоятельности компании, т. к. займы, которые они выдали авиакомпании на пополнение авиапарка, почти полностью обеспечены государственными гарантиями.

Но партия, которая была разыграна акционерами и кредиторами, оказалась сложнее. Владислав Филев, гендиректор и совладелец ЗАО «Группа компаний S7», в которую входят авиаперевозчики «Сибирь» и «Глобус», выкупил у Александра Плешакова, гендиректора и совладельца «Трансаэро», 51% акций. По словам супруги Плешакова Ольги, в конце сентября она и дочери Плешаковых оформили дарственные на свои акции в пользу Александра, так он стал владельцем почти 60% пакета. Сумма сделки не называется, весь ли пакет был выкуплен — не ясно, но известно, что Плешаков получил не «символический рубль», а Филев из полуолигарха стал крупным олигархом и владельцем второй по величине авиакомпании в России. Кредиторам в качестве обеспечения долга было предложено до 49% объединенной компании «S7 Group».

Крах подождет?

Получается, что банкротство снова откладывается? Кредиторы и акционеры не заинтересованы в огласке важных фактов финансово-хозяйственной деятельности должника: офшорных схем, нюансов работы с туроператорами «Трансаэро тур», «Библио-глобус» и пр. Если такие чудесные схемы докапитализации компании сработали в 2014 году, то почему бы им еще раз не сработать в 2015 году?

Кстати, как только появились новости, что Владислав Филев намерен выкупить долю Александра Плешакова в «Трансаэро», стоимость акций компании на российском фондовом рынке резко пошла вверх. Например, на Московской бирже 21 октября они стоили 19,50 руб. за штуку (повышение на 186,76%). В этот же день на фоне роста акций «Трансаэро» стоимость ценных бумаг «Аэрофлота» упала на 5,31%. Чем ни козырь из рукава? Компания «Трансаэро» снова сделала имя на убытках.

Министр транспорта РФ Максим Соколов сразу же предположил, что все эти манипуляции предназначены, чтобы сыграть на фондовом рынке. Впрочем, чиновник заявил, что не будет никаких проблем с выдачей «Трансаэро» повторного сертификата на полеты, если авиапарк будет в комплекте, а летный состав и руководство пройдут переаттестацию.

В довершение всего, на 1 ноября некая инициативная группа из сотрудников «Трансаэро» и болеющих за дело пассажиров подала в мэрию г. Москва заявку на проведение митинга против аннулирования сертификата эксплуатанта. Заявлена цифра — 100 участников митинга, при этом петицию на change.org подписали 150 тыс. человек. Активисты выступают за сохранение компании и ее оздоровление под руководством Владислава Филева.

Закономерный вопрос, а как же $260 млрд? Забудьте о них, такая мелочь!

Получается, что сейчас в арбитражном суде должны лежать четыре заявления о банкротстве «Трансаэро» — от «Сбербанка», «Альфа-банка», ВТБ и заявление, подписанное гендиректором самой авиакомпании Дмитрием Сапрыкиным. Какие действия предпримут правительство, суд, акционеры и кредиторы? Ждем.

Глава Республиканского юридического общества.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73551
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19105
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13259
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9848