Коммерческие диагнозы, бренды не по карману, ненужные БАДы — атрибуты общества потребления. Как работать над собой, чтобы тратить деньги грамотно, не влезая в ненужные долги, рассказала в своей колонке Анастасия Пономаренко, генеральный директор Международного научного общества психологической помощи населению и профилактики старения.
Замена ценностей
Мы живем в мире, где правят бал так называемое «симулятивное потребление» и симулякры. Под симулятивным понимается такое потребление, в котором важна стоимость, а нет не полезность товара. Термин «симулякр» тоже отнюдь не выдумка экономистов или современных аскетов. Он введен еще в прошлом веке известным психологом Ж. Лаканом. Симулякр — подмена реальных вещей подделками. Важно, что область фальсификации затрагивает смысловую сторону вещей и событий. Симулякры имеют реальную власть, прежде всего в области регулирования ценностей. В сфере эмоций симулякр стремится представлять из себя более реальное, чем сама реальность.
В результате мы покупаем не вещь, а бренд. Думаем не о качестве, а о престиже. Но сейчас, когда основные бренды разместили свое производство в развивающихся странах, так ли важна марка? Согласитесь, на качество изделия человеческий фактор оказывает заметное влияние.
Как отказаться от ненужного
Что делать, чтобы не попасть на крючок симулятивного потребления — ведь сегодня вопрос экономии особенно актуален? Будите свое мышление, которое наверняка усыпила реклама, и начинайте воспринимать информацию критически. Что такого должно быть в креме, что он стоит больше $1000? И чем он принципиально отличается от крема за $100? Опасайтесь превосходных степеней «совершеннее», «моложе», «великолепнее». Критерии эффективности этих слов очень размыты. Как понять, что крем «хороший»? Что значит, кожа «стала моложе»? Женщину 50 лет стали принимать за двадцатилетнюю девушку?
Еще больше остерегайтесь научных терминов, смысл которых вам непонятен. Что такое «на клеточном уровне»? Что такое инновационный? Какой смысл продавец вкладывает в это слово?
Врачи шутят, что прием витаминов «для профилактики» обогащает только мочу пациента и карман врача, их прописавших. В медицине существует правило: конкретная болезнь — конкретный витамин в определенной дозе. Все, что «для профилактики» — «коммерческий диагноз», который в лучшем случае бесполезен. Клиническая эффективность БАДов пока не доказана. Те проспекты с «клиническими испытаниями», которые показывают их распространители, а также которые представлены в интернете, пока не вызывают доверия медиков, так как часто выглядят как неудачная пародия на клинические исследования. Если вы все-таки решили попробовать, то обязательно просите регистрационное удостоверение. Сравните, что написано в графе область применения в официальной бумаге и рекламном проспекте. Может случится, что официально ваш БАД — «источник микроэлементов», а в рекламном тексте написано, что он «один из важнейших компонентов терапии больных ожирением и артритом». Как говорится, сравните и «трезво содрогнитесь».
Нечестные врачи часто играют на страхе, выписывая ненужные анализы и процедуры, особенно в коммерческих клиниках. Лучший вариант — посещение нескольких врачей или просьба разъяснить смысл исследований под запись. Если врач уверен в своих назначениях, он подробно объяснит суть и необходимость. Если же врач начинает возмущаться, а то и обижаться — есть повод насторожиться.
Или покупка автомобиля. Хорошая, необходимая вещь. Но как так получилось, что чуть ли не главную роль при покупке автомобиля стал играть дизайн? Ведь автомобиль — прежде всего, техническое средство. Значит, критерием при покупке должны являться технические характеристики, а не цвет кузова. Конечно, никто не говорит об отсутствии комфорта. Но иногда разница в цене между «комфортно» и «более комфортно» достигает астрономической величины.
Умение грамотно тратить деньги, не попадаясь на крючок эмоций, существенно влияет на качество жизни. Взрослый человек должен уметь контролировать эмоции, преодолевать в себе детское «хочу такой же красненький совочек, как у Васи»! Если вы слишком зависимы от своих желаний, то, в конечном итоге, станете жертвой «симулякров». А это, в лучшем случае, всю жизнь работа на то, чтобы отдать кредит. В худшем — большие проблемы как психологического, так и социального характера.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы