Продажу подержанных авто планируют запретить

6457 14 июня, 2016 год

Продажа подержанных автомобилей с рук может быть запрещена российскими властями. Кроме того, могут быть приняты правила об обязательной подготовке, осуществляемой перед продажами в дилерских центрах. Уточняется, что продать такие автомобили станет возможно лишь после определенных проверок.

Ожидается, что новая законодательная инициатива благоприятно отразится на продажах подержанных авто, так как покупатели будут уверены в безопасности машин. Бюджету государства данный законопроект принесет порядка 3 трлн руб. ежегодно.
Как пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на заявление членов ассоциации «Российских автомобильных дилеров» (РоАД), соответствующий документ уже направлен в Министерство промышленности и торговли РФ.

Марк Гойхман, аналитик ГК «ТелеТрейд»:

Предложение о запрете продажи с рук подержанных автомобилей идёт в унисон с трендом на больший контроль государства над различными рынками. Оно поддерживается и сообществом автодилеров, поскольку масштабы данной сферы огромны. По данным агентства Автостат, в 2015 г. продажи машин с пробегом в России составили 4,9 млн единиц.

Как обычно, у возможного нововведения есть и плюсы, и минусы, защитники и противники. Его внедрение означало бы, безусловно, меньшую стихийность в данной сфере. Сделки, проходящие через дилерские центры, более прозрачны. Обязательная техническая подготовка машин способствовала бы улучшению состояния автопарка. Сопутствующие проверки помогли бы ограничить потенциальные злоупотребления с машинами.

С финансовой точки зрения, в выигрышном положении оказались бы автодилерские центры, которые сейчас – на грани выживания в связи с катастрофическим падением продаж. Кроме того (и это очень важно для перспектив внедрения проекта), более контролируемые сделки способны принести дополнительные налоговые доходы в бюджет. По оценкам Российской ассоциации автодилеров, эти суммы оцениваются примерно в 3 млрд руб.

С другой стороны, любые ограничения, касающиеся массовых интересов населения, традиционно непопулярны. Обязанность продавать б/у авто через дилеров означает дополнительные денежные расходы автовладельцев. Причём, остаётся вопрос о том, какая именно подготовка будет нужна – ведь, в отличие от новых машин, у подержанных всегда индивидуальные «болячки». Кроме того, произойдёт увеличение затрат времени на сделку. То есть выгод с точки зрения продавца немного. Это может повысить цену подержанных машин. Покупатель же получает, видимо, за более весомые деньги и более высокую уверенность в технической надёжности и «чистоте» машины.

Предполагаю, что при решении всех сопутствующих скользких вопросов данная идея имеет возможности реализации.





Андрей Барсуков, зам. генерального директора «Русского АвтоМотоКлуба»:

На данный момент в России работает около 3,5 тыс. дилерских центров по продаже и обслуживанию автомобилей различных марок. Учитывая масштабы нашей страны и удаленность многих малых населенных пунктов от средних и крупных городов, где фактически расположены данные дилеры, большинство жителей российской глубинки столкнутся со значительными сложностями в случае внедрения данной законодательной инициативы.

Логичнее доверить проведение предпродажной проверки станциям по прохождению технического осмотра, которые имеются практически на всей территории страны. Но, к сожалению, их текущее техническое оборудование не предназначено для полноценной диагностики всех систем транспортных средств, и тем более для устранения (ремонта) выявленных существенных недостатков.

Хотя и к такому развитию событий я бы отнёсся весьма осторожно. Ведь возможно повторение ситуации сложившейся с диагностическими картами ТО, которые фактически выдаются (и даже заносятся в единую базу) без какого-либо осмотра транспортного средства.

В целом, идея перевода рынка подержанных автомобилей в легальное цивилизованное русло имеет право на жизнь. Зачастую при таких сделках между частными лицами мелькают как факты откровенного мошенничества, так и некого умалчивания о реальной истории и текущего технического состояния транспортного средства. Так что можно смело говорить о выгодности предпродажной проверки профессионалами непосредственно для покупателя. Да и для честного продавца наличие такого заключения по продаваемому автомобилю/ мотоциклу добавит спроса на объект продажи. На сегодняшний день в некоторых крупных городах как наша компания, так и ряд других, уже предложили сервис выездной технической и юридической проверки подержанных автомобилей, а также документальное сопровождение сделок их купли-продажи. И рынок вполне адекватно принял стоимость такого комплекса услуг в размере около 5 тыс. руб. При средней цене сделок в 400 тыс. руб. это составляет всего лишь около 1% в денежном эквиваленте.





Тамара Касьянова, управляющий партнер АО «2К»:

Теоретически введение запрета на продажу автомобилей с рук – возможно, но с некоторыми ограничениями. Например, полностью запрещать сделки между частными лицами вряд ли будут, но ограничить количество таких сделок временным промежутком – вполне возможно. Основанием для такого ограничения станет необходимость вывести из тени серый рынок, где купля-продажа автомобилей только оформляется как сделка двух частных лиц, а на самом деле такие сделки поставлены на поток и являются бизнесом. И пока действительно речь идет об ограничении возможности частному лицу продавать автомобиль без участия специализированного дилерского центра до 2 раз в год. Что касается обязательных предпродажных проверок, то они также могут быть введены. Обоснованием может стать то, что автомобиль является средством повышенной опасности. В итоге, при смене собственника специальную экспертизу проверки безопасности автомобиля вполне могут сделать обязательной. Новые правила купли-продажи подержанных автомобилей могут привести к росту издержек продавца, а значит, и к росту стоимости автомобилей с пробегом. Привлечение к сделкам специализированных официальных дилеров позволит государству рассчитывать на рост налоговых отчислений от этого вида деятельности.





Алексей Федосеев, основатель сервиса бесплатных объявлений Aiwona:

С точки зрения законодательства реализация данной инициативы возможна, однако с точки зрения здравого смысла – ни в коем случае. По сути, такое решение означает закрытие вторичного рынка авто, который сейчас, в кризис, растет на фоне падения продаж новых автомобилей. Принятие такого закона сильно ограничит возможности автовладельцев. Как после этого продавать автомобили на восстановление? Под видом запчастей? Как, например, продать авто в другой город? Сейчас разнообразные площадки для коммуникации продавцов и покупателей позволяют это сделать, но законодательное ограничение закроет эту возможность. Мало кто хочет платить комиссию посреднику или оплачивать подготовку автомобиля к продаже, особенно если деньги нужны быстро. Практика продажи машин, которым требуется ремонт, по низкой цене очень распространена. Обычно продавцы оговаривают этот факт, и ремонт делает уже покупатель. Такое постановление просто закроет возможность быстро продать машину.
Скорее всего, такое решение приведет к появлению нового типа контор по продаже подержанных авто – тех, кто за небольшие деньги сможет выписать справку о прохождении предпродажной подготовки. Безопасность на дорогах, которой мотивируют постановление, — абсолютно оторванная от реальности идея. Если владелец не сможет продать эту машину, он станет ездить на ней сам по тем же дорогам, о безопасности которых пекутся инициаторы законопроекта. Технические неисправности должны выявляться на обязательных техосмотрах, а не при продаже.

Налоговые отчисления – это уже более реальная причина появления законопроекта. Но и это может привести к тому, что на авто просто будут выписывать дарственные, а расплачиваться наличными. На этой почве, наверняка, появятся новые мошеннические схемы, о которых владелец даже не сможет заявить в полицию.

Ну и, конечно, сильно пострадают сервисы и площадки, через которые сейчас продают подержанные авто. Неясно, как будет работать этот механизм: смогут ли владельцы размещать объявления о продаже авто через дилерский центр или это ляжет на плечи дилера? Объявления о готовности «подарить» авто? Автотематика – это огромный трафик для таких сайтов, и неизвестно, как площадки смогут его возместить.

Резюмируя, могу сказать, что информации о законопроекте в открытых источниках пока недостаточно, но в целом он производит впечатление скорее опасной, нежели полезной, инициативы.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71906
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18877
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13063
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762