Экономику спасут за счет сокращения заработных плат россиян

3721 10 мая, 2016 год

Министерство экономического развития (МЭР) выступило с инициативой ограничить реальные доходы населения на период выхода страны из кризиса, а основным источником инвестиций сделать корпоративные прибыли. Газете «КоммерсантЪ» удалось ознакомиться с доработанным проектом макроэкономического прогноза МЭР на 2016 – 2019 г.г.

Проектом предусмотрено ограничение роста заработных плат в 2016 – 2017 годах с последующей компенсацией в 2018 – 2019 годах. Также предполагается сокращение реальных пенсий в 2016 году на 4,8% и на 2% — в 2017-м. Пенсии ожидает индексация до 2019 года, но лишь по уровню инфляции.

Если все пойдет по предложенному плану, количество бедных к концу 2017 года увеличится до 13,7%. В 2018 году ожидается пик на уровне 13,9%. Реальные доходы россиян и число бедных вернутся на уровень 2015 года лишь в 2019 году.

В Минэкономразвития ожидают, что снижение доходов населения будет сопровождаться активным ростом инвестиций с 3,8% в 2017 году до 7,1% в 2019 году — к этому времени они должны достичь уровня 24,1% ВВП.

Рост инвестиций произойдет благодаря господдержке «системообразующих и эффективных инвестиционных проектов» и будет сопровождаться «опережающим ростом инвестиций в инновационные сектора экономики». Инвестиции будут не только частными, но и государственными – из средств Фонда национального благосостояния. В 2019 году отток капитала из страны обнулится.

Ожидается, что основным источником инвестиций станут корпоративные прибыли, которые в 2018 году должны вырасти на 12%, а в 2019 году — на 10,8%.

В интервью «РИА Новости» спикер Госдумы Сергей Нарышкин допустил возможность сокращения зарплат в бюджетном секторе, подчеркнув при этом, что депутаты, скорее всего, будут против.

Борис Пивовар, старший преподаватель факультета экономических и социальных наук РАНХиГС:

Вопрос, конечно, очень спорный, потому что нужно смотреть на два аспекта. Одно дело – ограничивать зарплаты чиновников из госсектора. Возможно, это станет хорошим стимулом к сокращению штата государственных служащих, который планируется предпринять. Госслужба станет менее интересной, и люди перестанут стремиться попасть «во власть». Тем самым, планы правительства по сокращению чиновников будет выполнить легче.

Другое дело – это сокращение и без того низких зарплат в госсекторе для рядовых сотрудников. Возникает вопрос – а кто будет работать? Когда в некоторых областях страны рядовой чиновник получает 15 — 20 тыс. руб., и еще сократить эту заработную плату, то люди перестанут вообще работать. И про повышение эффективности труда тогда и говорить не приходится.

Поэтому хорошим шагом было бы сократить заработные платы и преференции «условно нематериального характера» для руководителей в госсекторе.

Другой аспект — это зарплаты в частном секторе. Как вообще МЭР планирует это сделать? Если я, как собственник предприятия, готов платить сотрудникам хорошую заработную плату, то почему я должен ее сокращать? Очень странный тезис.

В этом аспекте механизм реализации данного решения выглядит непонятным.
Исходя из вышеизложенного, мне кажется, это очередное голословное предложение нашего министерства, который не понятен ни с точки зрения реализации, ни с точки зрения получаемого эффекта от использования.





Дмитрий Кузнецов, финансовый директор «Параллакс»:

Весьма интересная ситуация подхвачена журналистами. Понятно, чего хочется достичь ведомству Улюкаева — создать необходимые финансовые возможности для предприятий, чтобы они могли не только выживать, но и развиваться — обновлять базу, развивать технологии. То есть, ЧТО хочется — понятно. Не разъяснено лишь КАК этого достичь. Потому что если все это лишь рекомендации, то они хороши тем, что ими можно и не пользоваться. Если же это вдруг жесткие меры — то они в принципе в рынке невозможны. Тем более, что если кто-то вдруг решит устроить «затягивание поясов», а рядом те же пояса продолжат распускать — куда пойдут люди, уже понятно. Кроме этих неясностей, позабавило и само упоминание об эффективных инвестпроектах. Мне кажется, государство априори обязано вкладывать только и обязательно в эффективные проекты, иначе зачем? В общем, пока больше вопросов, чем понимания.





Федор Бирюков, член бюро президиума политсовета партии «Родина»:

«По факту они (зарплаты — ред.) уже давно не то что заморожены, а тают на глазах, как прошлогодний снег. А в это же время доходы тех же министерских боссов стабильно растут, несмотря ни на какие кризисы. МЭР надо переименовать в Минэкономразгром, так хотя бы будет ясно, чем занимается это ведомство», — написал политик на своей странице в Facebook.

Альтернатива этому либеральному вампиризму одна — государственное стимулирование роста доходов населения, национальная экономическая программа «Деньги — народу» и социальные стандарты достойной жизни.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71870
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18868
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13059
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9761