В Совфеде хотят зафиксировать курс рубля на отметке 40 руб./$

3303 22 января, 2016 год

Первый зампред комитета Совета федерации по экономической политике Сергей Калашников выступил с заявлением о необходимости отменить конвертируемость рубля. По мнению сенатора, Центробанку необходимо установить жесткий курс национальной валюты по отношению к доллару и основным резервным валютам. Как отмечают «РИА Новости», в Совфеде полагают, что курс может составить около 40 руб./$

Сенатор отмечает, что в этом случае в стране непременно появится черный рынок валюты. Однако, по его мнению, «это не самая главная проблема российской экономики».

Сергей Калашников также выразил уверенность, что текущий курс рубля не связан с финансовыми процессами, происходящими в мире, а также с ценами на нефтяном рынке. Он уверен, что сегодня курс рубля является следствием спекулятивной игры банков.

Если предложенные меры не будут приняты, курс доллара будет неуклонно расти, отметили в Совете федерации. Сергей Калашников уверен, что колебания курса рубля будут идти в коридоре 70-90 рублей за доллар.

Карина Артемьева, директор аналитического департамента Национального рейтингового агентства:

«Введение любых искусственных ограничений в сугубо рыночной среде всегда приводит к существенным отрицательным последствиям, главным из которых становится появление двух параллельных валютных курсов: официального курса (фиксированный) и курса «черного рынка» (рыночный). В этом случае наша экономика будет отброшена на два этапа в развитии, когда в стране существовало 2 независимых типа экономики: официальная «белая», контролируемая государством, и «теневая», не контролируемая государством, не являющаяся источником налоговых поступлений, не вносящая вклад в рост ВВП, создающая множество непрозрачных секторов экономики от теневого рынка труда до рынка «черного нала». Я не думаю, что люди принимающие решения в высших эшелонах власти, готовы пойти на такой шаг ради лишь стабилизации валютного курса.

Фиксированный курс рубля экономике не поможет, как минимум, потому что на всех остальных рынках: рынке нефти, фондовом рынке, всех зарубежных биржевых площадках, курсы рыночные. Поэтому сама конструкция нашей финансовой системы, основанная на фиксированном курсе, станет настолько негибкой и нерыночной, что возникнут такие вроде бы давно забытые проблемы как «хронический дефицит» валюты и «бартерные схемы» расчетов между предприятиями».





Сергей Алин, заместитель директора аналитического департамента ИК «Окей Брокер»:

Надеемся, что такого решения не будет, и это останется лишь инициативой. Многие сейчас пытаются проводить некие параллели с 90-ми. Пока их особо нет: у нас, действительно, есть экономика, пусть и не самая совершенная; есть политический строй, устоявшаяся система.

Но вот если зафиксировать курс рубля на конкретном уровне, то только ленивый не будет вспоминать валютных спекулянтов того времени. А спекуляции обязательно возникнут, и черный рынок будет.

Такое решение только навредит. Зачем тогда Банк России отпускал рубль в свободное плавание? Наверное, не просто так. Старался сделать рубль свободно конвертируемой валютой. Если решение будет принято, то наша экономика вряд ли будет претендовать на звание рыночной.





Евгений Михайленко, генеральный директор Ассоциации экспертов системного менеджмента «МихиКо»:

Можно установить, что в одном километре 200 метров, в килограмме 1648 грамм, дважды два — восемь, а земля квадратная. А толку? Системы никак не регулируются и не подчиняются человеческим «хотелкам». Единственное, чего этим можно добиться — жуткий взрыв коррупции, когда одним можно будет покупать по 40 и тут же продавать другим, но уже по реальной цене. Мы это уже проходили, подобная государственная ложь привела к распаду огромной страны. Неужели история нас ничему, совсем ничему, не учит?



Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС):

Порой странно, когда СМИ всерьёз воспринимают отдельные популистские заявления. Никаких серьезных обоснований к указанной цифре не прилагается. Инициатива озвучена так, будто с помощью волшебной палочки можно за раз повлиять на происходящие в экономике изменения.

Если же в целом говорить о жесткой установке курса, то это явно будет являться шагом назад. Вместе с этим, так можно потерять какие-либо конкурентные преимущества нашей продукции, часть из которой сейчас получила новые возможности выхода на зарубежные рынки ввиду снижения себестоимости отечественной продукции.

Главная задача — не будоражить бизнес и граждан популистскими или наоборот угрожающими заявлениями, а обеспечить стабильность и понятность политики, чтобы у всех была возможность адаптации к новым реалиям без неожиданностей.





Анатолий Чургель, директор некоммерческого партнерства «ТОЛЕРАНТНЫЙ МИР»:

К сожалению, в Совфеде не совсем понимают экономическую ситуацию, а также то, что курс правительства, одобренный Президентом, не предполагает такого радикализма. Или делают вид, что не понимают, так как популизма, особенно перед выборами, еще никто не отменял.

По-моему, заслуживают внимания только что прозвучавшие высказывания банкира Костина, утверждавшего, что 60 рублей за доллар — уже несбыточная мечта, и Кудрина, предсказавшего укрепление рубля. Отсюда — тот реальный коридор (от 70 до 75 рублей за доллар), в котором и можно фиксировать рубль. И бюджет с заначкой не очень пострадает.

Поможет ли это экономике? Думаю, что да, так как только слова не смогут установить хоть хрупкое, но доверие населения к Правительству. Особенно сейчас, когда ситуация активно побуждает к непопулярным решениям, включая не только урезание социальных расходов, но и возможное повышение налогов.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71848
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18865
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13054
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9760