Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приступила к разработке законопроекта, который предусматривает, что малому и среднему бизнесу (МСБ) будет отводиться определенная доля закупок крупных частных компаний (по аналогии с действующими нормами о госзакупках).
Как сообщает «КоммерсантЪ», данный законопроект может быть внесен на рассмотрение в Государственную Думу весной 2016 года. На сегодняшний день в ФАС рассматриваются варианты, каким образом можно отслеживать применение этих норм — компаниям могут предложить предоставлять отчетность перед уполномоченным органом. В соответствии с существующей версией законопроекта, речь идет о доле закупок в размере 10% крупных частных компаний с годовой выручкой свыше 7 млрд рублей (для госкомпаний сейчас действует норма о лимите закупок у субъектов МСП в 18%).
Как пишет «Ъ», ранее предполагалось, что нововведение появится в «антикризисном» проекте поправок к закону о защите конкуренции, который Государственная Дума приняла в первом чтении в сентябре.
Марина Савукова, эксперт по госзакупкам компании СКБ Контур:
Квоты закупок у малого и среднего бизнеса уже прописаны для госзаказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Они обязаны проводить у этой категории поставщиков соответственно 15% и 18% своих закупок ежегодно.
С одной стороны, обязанность крупного частного бизнеса закупать ряд товаров или услуг у МСБ поможет поддержать эту категорию бизнеса. Но с другой стороны, частные организации сами себе зарабатывают «на жизнь», и навязывание квот может вызвать протест.
У многих уже есть налаженные взаимоотношения с другими фирмами. Перед тем как принимать такой закон, необходимо внимательно просчитать и выбрать верные пути для решения вопроса с развитием МСБ. Нет гарантий, что после принятия закона поставщики крупного бизнеса не начнут создавать «дочки» с признаками субъектов малого и среднего предпринимательства. В этом случае проблемы существующего малого предпринимательство не решатся.
Степан Чельцов, генеральный директор, Магазин подарков:
Правила рынка должны формироваться рынком. Если государство хочет помогать, пусть создаст экономические условия, которые будут стимулировать к нужным действиям и активностям.
Мы и сейчас участвуем в закупках и тендерах крупных компаний.
1. Если правила начнут меняться, нам придется учитывать новые вводные, которые могут оказаться гораздо неудобнее текущих.
2. Есть тендеры, в которых нужна сумма обеспечения, которую не каждый МСБ может потянуть. А есть условия, в которых можно вполне комфортно работать. Как тут будет развиваться МСБ? Совершенно непонятно, ведь оборотные средства сами по себе не появляются.
3. Крупный бизнес может пострадать из-за этого, просто потому, что ему будут навязывать каких-то исполнителей, которые в некоторых отраслях могут не справиться со спецификой крупного бизнеса в силу недостаточности компетенций. Но в каких-то вопросах они, конечно выиграют.
4. Закон рынка один — конкуренция и компетенция двигают рынок и прогресс. Когда на рынке много профессионалов, цены снижаются, а качество стабильно растет. Как только начинается игра ценой, начинается игра качеством, а значит появляется поле работы для некомпетентных игроков.
Ольга Косец, президент межрегиональной общественной организации (МОО) защиты и поддержки малого и среднего бизнеса «Деловые люди»:
Конечно, стоило бы обрадоваться и начинать подсчитывать прибыли. Тем более что малому бизнесу сегодня приходится быть довольным, если работаешь хотя бы в «ноль». Но вопрос все в том же — ни госкомпании, ни частные компании не в курсе, что представляет собой наш малый бизнес сейчас — нет ни реестра, ни понимания уровня качества и цены товаров, ни возможных объемов поставок.
Наши многолетние разговоры о необходимости создания реестра малого бизнеса нашли понимание во вновь созданной корпорации развития малого бизнеса, но работа эта довольно объемна, и результатов ждать еще долго, если они и будут. Новый рынок сбыта для малого бизнеса — дело нужное, но — так как рынок не любит насилия, то еще неизвестно, к чему на самом деле приведет данная инициатива. Вполне возможны злоупотребления на стадии посредничества — как в силу незнания возможностей малого бизнеса крупными компаниями, так и в силу нежелания со стороны «крупняка» заниматься такими мелочами. Им гораздо удобнее найти неких операторов для подобных закупок, которые не преминут появиться, и малый бизнес так и не получит выгодных условий по продаже, а крупный не сможет сэкономить на прямых закупках.
Возможно, ситуацию спасло бы создание некоего аналога бирж, например, онлайновых — для преодоления имеющегося информационного «слепого пятна». Другой вопрос, региональным правительствам надо плотнее заниматься не только финансовой поддержкой малого бизнеса, но и просвещением. Зачастую предприниматели не верят чиновникам, чиновники — предпринимателям, и никто не слышит друг друга. Эта глухая стена непонимания мешает восприятию нововведений, в том числе и на уровне законодательных инициатив.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы