Ирина Баржак

Ирина Баржак

7669 22 августа, 2017 год

Конференции, презентации, семинары, вебинары — важная часть почти любого современного бизнеса. Почему так мало тех, кто умеет выступать публично, по какой причине большинство мероприятий наполнены скучными докладами и что делать тем, кто решил научиться работать с аудиторией, рассказала Ирина Баржак, руководитель проекта «Институт публичных выступлений».

Каждому ли важно уметь выступать публично?

Наверное не каждому, а лишь тому, кто хочет чего-то добиться. Публичные выступления — это неизбежность роста. Не секрет, что они, как правило, повышают маржинальность бизнеса или карьерную позицию. Чтобы люди поняли, что вы чего-то стоите — об этом нужно им рассказать.

Окружающие никогда не догадаются о гениальных идеях в вашей голове.

Часто встречается такой вариант: «я это знал ещё в таком-то году» — говорят некие крутые специалисты. Если знал, почему молчал? Вначале было слово, помните? Пока мы что-то не назвали — мы этого не понимаем, и окружающие никогда не догадаются о гениальных идеях в вашей голове. Поэтому крайне важно научиться рассказывать о своих идеях, начинаниях, решениях — легко и просто!

Можно ли монетизировать этот навык?

Если бизнесмен хорошо говорит и объясняет, он имеет вал бесплатной рекламы на конференциях или в СМИ. Его приглашают что-то прокомментировать, к его мнению прислушиваются. Он растёт, и его бизнес растёт вместе с ним. В СМИ есть даже понятие «хорошоговорящий ньюсмейкер». Если вы говорите хорошо, образно, эмоционально, вам всегда будут звонить для комментариев, приглашать на конференции и т. д. А это значит, что вас клиенты или посторонние люди будут рекомендовать как эксперта. Вас и вашу компанию. Это неизменно отражается на заказах и среднем чеке.

Та же история в карьере. Если вы молча сидите и никому ничего не рассказываете, сидеть можно долго. Если умеете убеждать, вдохновлять коллектив, неизбежен рост в карьере.




Если эти навыки важны и приносят деньги, почему большая часть мероприятий проходят скучно: докладчики бубнят, слушатели спят, тайминг нарушен, вопросы задавать лень?

О, это отдельный вопрос. Я в своё время исследования проводила, считала, сколько было докладов на конференции, которые дослушивают до конца. Делала это только, чтобы не уснуть самой, ведь есть мероприятия, где это неуместно. 80% выступлений иссякают к финалу. Докладчики не умеют держать внимание зрителей. У нас принято «наполнять презентацию информацией» и мало заботиться о форме доклада. А ещё мы, в силу сложившихся традиций, не умеем высказывать собственное мнение. Вот и получается, что в большинстве случаев докладчики переполняют информацией выступления, думая, что всем интересно именно наполнение.

А разве нет?

Самое любопытное в том, что информацию саму по себе при интересе и почитать можно. А сила доклада — в точке зрения личности на эту информацию! Самые сильные слова всех бестселлеров мира «я думаю, я считаю». И в докладах — та же самая история.

Самые сильные слова всех бестселлеров мира «я думаю, я считаю».

Когда я обучаю этому, особенно чиновников, мне сложно сломать стереотипы в головах людей. Но когда они вкушают удовольствия от общения с публикой, радость от высказывания собственной точки зрения — они неизменно становятся отличными ораторами. И не очень хотят продолжать заниматься речью, хотя им это необходимо. Преодолевая эти психологические барьеры, поначалу люди удивляются, звонят после каждого совещания или выступления перед большой группой. А потом, получив удовольствие от управления аудиторией, понимают, что теперь они могут больше. Гораздо больше, чем раньше.

Почему наступает ступор: у людей умных и веселых вдруг что-то заклинивает перед большой аудиторией. Как это преодолеть?

Все зарыто в понятии «объект внимания». В режиссуре — важное понятие, да, собственно, и в жизни тоже. Часто объект внимания — совсем не то, на что мы смотрим. Совсем не тот человек, с которым мы общаемся. А, к примеру, важная смс, или часы, или другой человек, или какой-то дискомфорт, например, в одежде или внешности. Наша жизнь заполнена такими объектами внимания.

В публичных выступлениях мы зациклены на себе.

В публичных выступлениях мы зациклены на себе. Объект внимания только «я сам» — и тут нас с головой накрывает волнение. Достаточно лишь переключить внимания с самих себя на действие по отношению к зрителям — волнение уходит! Именно этому мы и учимся. Сначала наблюдать: «где объект внимания», потом переключать его «волшебной кнопкой» — действенным глаголом. Ну, а потом и выступление структурировать.

Каждый ли может научиться выступать публично? Сколько на это требуется времени?

Каждый может достойно выступать и получать удовольствие от этого процесса! Не нужно думать, что у кого-то есть для этого особенный талант. История знает немало примеров великих риторов, которые изначально были осмеяны, а потом им покорялись залы. А вот сколько времени на это уйдёт, неизвестно. В моем случае до достойного результата в среднем мы доходим за 3 занятия. С некоторыми чуть дольше, с кем-то чуть меньше.

Из чего состоит умение выступать публично?

Режиссура, сверхзадача и грамотная речь — все, что нам необходимо для отличного выступления. Но не зря же страх публичного выступления многие признают вторым после страха смерти. На самом деле сложность публичного выступления именно в том, что мы в момент выступления сами себе режиссёр, сами же актёр и сами же ещё и инструмент. Мы одновременно должны держать структуру, темпоритм речи, артистично это выполнять и пользоваться при этом собственными выразительными средствами: голосом, телом, обаянием. Именно поэтому так сложно и оценить себя со стороны, включиться в процесс с самоотдачей и грамотно говорить при этом.




Вы при этом говорите, что не надо готовить тексты выступлений. Почему?

Тексты писать и учить не надо, А вот тезисы выделять — наоборот! Презентацию по особому методу можно подготовить за 40 минут. Основная работа — структурирование большого объёма информации, запоминание ее и возможность рассказать своими словами. Тезисы и образы в помощь докладчикам — для этой цели. А ещё фабула, режиссерское понятие. Смысл его в том, что необходимо описать суть одним предложением, которое отвечает на вопрос: про что? Попробуйте, помогает сформулировать мысли.

Как сделать, чтобы публика не спала? Каким должен быть язык тела во время выступления?

Про язык тела лучше не думать во время выступления. А потратить силы на постановку цели и мотивацию зрителей. Хорошее выступление — всегда диалог, а не монолог. Всегда — получение обратной связи, через улыбки, аплодисменты, ответы на вопросы и другие инструменты. По словам кого-то из великих режиссеров: «Самое ценное происходит не на сцене, и не в зрительном зале. Самое главное происходит между ними». Поэтому важно не просто выдать блок информации, а общаться с залом.

Есть и другая крайность. Например, инфобизнесмены, активно продающие на мероприятиях, буквально зомбирующие публику что-то купить прямо сейчас. Давай, вставай, ты можешь и прочее. Как вы относитесь к таким методам выступления?

Они прекрасно демонстрируют, что есть определённые законы, и они работают вне зависимости от того, в каких руках оказались. И да, нужно изучить работу этих законов, если хотите быть эффективными. Не морщить нос, а взять из этого лучшее. Эти законы им не принадлежат, они лишь первыми взяли их на вооружение и научились примитивно пользоваться. Чем вызывают скепсис у серьёзных людей.

Уместен ли в выступлениях эпатаж?

Эпатаж в моде. Странные личности и события привлекают больше внимания, чем достойные. Но понятия эпатажа у каждого своё, для кого-то высказывание своего мнения или использование картинок в презентации — уже эпатаж.

Чему из смежных дисциплин стоит поучиться, чтобы улучшить навыки выступления?

Конфликтологии и психологии, чтобы смело отвечать на любые вопросы. А также владению телом, чтобы избавиться от зажимов на сцене.

Дайте, пожалуйста, несколько советов для тех, кто решил улучшить навык публичных выступлений.

1. Учитесь ставить цель с помощью действенных глаголов.

2. Ответьте на вопрос: «Почему зритель будет меня слушать» .

3. Научитесь держать паузу.

4. Улыбайтесь!

5. Не репетируйте перед зеркалом.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71841
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18862
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13052
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9760