В сентябре прошлого года телеведущая Татьяна Лазарева была ведущей на фестивале Владимира Яковлева «Возраст счастья. Хорошо за 50» в Черногории. В 2017-м она стала развивать авторский проект «Выходные со смыслом» в России. Он предназначен людям, которые ищут смысл жизни на пороге 50-летнего юбилея. В рамках проекта прошло уже два мероприятия — в Новосибирске и Москве. Что ждет дальше «Выходные со смыслом», и как жить после 50 лет, DME узнавал у Татьяны Лазаревой.
Татьяна, кому адресован проект «Выходные со смыслом»?
На этот вопрос я еще пока отвечаю сама себе — не могу определиться. Собственно говоря, «Выходные со смыслом» — это аналог «Возраста счастья» (ежегодный осенний фестиваль в городе Будва, Черногория — прим. DME), то, что делает Володя Яковлев, только попроще, подоступнее. Я, к примеру, считаю, что люди, которые могут позволить себе приехать в Будву на неделю, у них все в порядке со смыслом жизни. Но есть те, которые действительно нуждаются в каких-то жизненных смыслах и помощи. Изначально это задумывалось для людей за 50. Связано это было с тем, что мне самой исполнилось 50 лет. Стало непонятно, что делать дальше. Профессия, которой я могла воспользоваться, оказалась мне недоступна. Но я понимаю, что это неуникальная ситуация. Очень многим людям в 50 лет, учитывая наши советские монопрофессии, трудно себя обрести.
Очень многим людям в 50 лет, учитывая наши советские монопрофессии, трудно себя обрести.
Первое мероприятие в рамках «Выходных со смыслом» я провела в родном Новосибирске. Там собрались 50-летние люди, и все прошло очень хорошо. Участники были довольны, получили то, что хотели. Ушли окрыленные, с новыми жизненными смыслами, новыми ощущениями, новыми желаниями, новыми планами.
Но тогда же я поняла, что ограничение в возрасте — лишнее, формальное. Люди начинают задумываться о смысле жизни гораздо раньше. И правильно делают. Поэтому понять, для какой возрастной категории предназначен мой проект, мне оказалось трудно.
Когда я делала этот проект уже в Москве, там были люди гораздо моложе. Поэтому «Выходные со смыслом» предназначены для тех, кто пытается найти свое место. Они задумываются о смысле своего существования, предназначения, о своем месте в жизни. И не боятся нарушать свои стереотипы. Вся проблема в том, что люди, живя в стереотипах, не могут из них выкарабкаться. И до таких людей мне очень хочется дотянуться, достать их, показать, что жизнь прекрасна и удивительна. Я считаю, что это образовательный проект и для меня, чтобы понять какое-то свое место в жизни.
Почему людям в одиночку сложно определиться со своим местом в жизни?
У нас есть масса вещей, на которые мы не решаемся только потому, что боимся неизвестности. А не факт, что то, что неизвестно, — страшно. Мы порой боимся сделать даже шаг. А вокруг, тем временем, огромное количество интересных людей, интересных идей, возможностей для собственного организма. И уже поняв, что тебе интересно, увидев вокруг таких же, как ты, людей, сделать первый шаг становится проще. Надо посмотреть вокруг и понять, что ты совершенно не одинок в своем страхе перед будущим, в нежелании менять привычки. Очень много таких людей, но если ты хочешь двигаться вперед и дальше и вообще двигаться, то для этого нужно оторвать попу и куда-то идти.
Это проект помогает вам реализовываться, как предыдущее место деятельности?
Я считаю, что в любом случае всегда надо двигаться куда-то вперед. Потому что когда ты не двигаешься, ты тонешь, ты на месте не стоишь. Потому что все движется. И нужно постоянно что-то делать. Я абсолютно четко уверена, что мой сегодняшний проект — не конечная цель. И будет что-то еще. И даже из этого проекта у меня рождается куча параллельных проектов, которые тоже нужно делать. Что касается предыдущей профессии телеведущей, то я в принципе вполне в ней реализовалась. Даже как-то не жалею о том, что ее больше нет. Даже если бы я осталась в этой профессии, у меня было бы уже что-то другое, потому что в той, развлекательной, сфере она мне уже была неинтересна.
Почему людям в России после 50-ти так сложно себя реализовать?
У России свой собственный путь и, к сожалению, это обусловлено историей нашей страны. Россия отстает в этом пути, от всего того, до чего уже дошли более цивилизованные, более развитые общества, всякие Европы, Америки и так далее. Там, где общество прислушивается к человеку.
У нас самое главное советское наше наказание — это то, что человек никому не был интересен сам по себе, и себе самому тоже был неинтересен. Его приучали с детства, что он пешка, ноль. И к 50 годам у человека складывался стереотип, что он никому не нужен. Он выходил на пенсию, и государство о нем забывало: кто там следующий? Такая бесконечная череда людей. А в это время в развитых странах есть такое понятие, как второе образование, которое можно получить после 60-ти, после 70-ти лет. У человека есть для этого льготы, есть для этого все. И он может идти учиться, получать любую профессию и работать по специальности. У нас же государство высасывало человека до конца и шло высасывать следующего.
Потому что когда ты не двигаешься, ты тонешь, ты на месте не стоишь.
Сейчас парадигма изменилась. Сегодня все понимают, что, к примеру, никакой пенсии нам не видать, и поэтому начинают осознавать, что их жизнь в их собственных руках. И происходит ситуация, что 50 лет наступило, а жизнь не кончилась, а господдержки нет, а тебе еще жить и жить. Можно, конечно, склеить ласты и сказать «все, я пошел на кладбище», но до кладбища тебе еще тоже довольно долго. И это время тебе нужно чем-то занять. Именно здесь как раз становится понятно, что именно 50-летние обладают совершенно уникальными способностями. Потому что у них еще очень много сил, еще даже есть какие-то желания что-то делать и при этом огромное количество опыта.
А как быть с образованием в этом случае?
У нас до сих пор считается, что образование — это то, что тебе дают, то, чему ты учишься в институтах. У меня, как известно, нет высшего образования. Я не то чтобы этим горжусь, но, по крайней мере, не стыжусь этого ничуть. Профессия телеведущей — такого образования просто не было, и получать было негде, не было таких институтов. Но, тем не менее, я понимаю, что вся моя жизнь, все мое обучение — это опыт, сын ошибок трудных.
Любой человек к 50 годам получает уникальный набор навыков и знаний. Очередной стереотип, который нам вдалбливался в голову, что это не считается твоим плюсом. Вот у меня все спрашивают: «Что ты оканчивала?» Да ничего я не заканчивала! И что? Я могла бы окончить институт культуры, была бы дирижером эстрадно-духового оркестра. Вам от этого было бы легче? Или же вот последний наш печальный ньюсмейкер Кирилл Серебреников — он же физтех оканчивал. То есть высшее образование сейчас, тем более в наше время, со всеми этими профессиями, неактуально. Ты никогда не успеешь. Ты, пока будешь получать профессию за пять лет, она уже исчезнет, эта профессия.
То, что у нас в голове сейчас — это результат заложенных странных правил, когда ты живешь по определенным нормам.
То, что у нас в голове сейчас — это результат заложенных странных правил, когда ты живешь по определенным нормам. У тебя есть задание, которое общество и социум тебе давало. Ты должен выучиться, ты должен иметь семью, ты должен вырастить детей. Ну и еще вот это вот дерево, сына (но это уже так, бонус). Когда человек с этой задачей справлялся, в этот же момент понимал, что это государство больше ему ничего предложить не может и оставляет его один на один с собой, то в общем, многие и теряются, и не знают, что им делать. Самостоятельно никто не жил. Все жили по такому количеству правил, стереотипов, которые у многих оседали в голове как норма. А норма — это когда человеку хорошо. Как ни странно, человек рожден для счастья. А это вообще отдельная тема для разговора. И никому ничего мы не должны.
Люди, которые приходят к вам на мероприятия, какие они требования предъявляют к своей жизни после 50-ти?
Люди очень тревожные. Их многое беспокоит, они многого боятся, и не понимают, как вообще жить дальше. Это даже не касается 50-ти, и моложе тоже. Сейчас резко стало понятно, что да, мы будем жить дольше, чем 50 лет, и нам нужно что-то делать, это и нагнетает какую-то тревогу. Человека пугает неизвестность. А чем больше будет таких проектов, тем меньше будет неизвестность. Проект «Возраст счастья», к примеру, показывает людей — «смотрите, вот они уже сильно постарше нас, но они еще живы и здоровы и смотрите, чем они там занимаются, и видите, как прекрасно проводят время».
У нас есть такая информационная брешь, пятно, которого мы боимся. Если человеку рассказать, что находится в темной комнате, в которую он боится заходить, то страх перед неизвестностью исчезнет. При условии, что он доверяет тому человеку, который ему это рассказывает. Это немаловажно.
Мне хочется вытащить своим проектом людей, которые уже махнули на себя рукой, которые уже на диване перед телевизором, у которых уже нет денег даже на то, чтобы пойти на какую-то образовательную лекцию. Уже столько страхов, что они даже себе в них не признаются. Это отдельный страх — признаться себе в своем страхе. В этом смысле, что бы я там ни делала, какой бы проект ни реализовывала, миссия моя в том, чтобы людей переводить через дорогу. Без ложной скромности, я обладаю какой-то степенью доверия людей, какое-то количество людей мне доверяет. Это доверие я очень берегу и трепетно к нему отношусь. Они мои. И этим людям я должна отдавать ровно столько, чтобы они не разочаровались и в своей жизни, и в том числе в том, что мы им предлагаем.
Что бы вы порекомендовали людям, которые сейчас на пороге 50-летия и в силу стереотипов боятся неизвестности?
Первое и главное: не нужно ставить перед собой такую цель, которая настолько огромна, что от нее страшно и сразу понимаешь — о, нет, этого я никогда не смогу. Вытягивать себя из своей зоны комфорта. Я очень люблю это словосочетание — «зона комфорта». Все почему-то думают, что зона комфорта — это там, где хорошо. Не обязательно. Это привычка просто. Тебе там хорошо только потому, что ты там все знаешь и все выучил. Так вот, я как раз против того, чтобы люди ставили себе гигантские задачи.
Человек рожден, чтобы быть счастливым большую часть своей жизни.
К примеру, человек решает: пойду заниматься каратэ. Эту огромную задачу нужно разбивать на маленькие, которые тебе по силам, которые не страшны, через которые ты знаешь, что идешь к своей цели. Итак, хочу я пойти на каратэ. Значит, я должна сначала пойти и посмотреть, что это такое. Прийти, заглянуть в окошко, посмотреть, как каратэ занимаются. Потихонечку. Не надо себя пугать и насиловать. Можно уже начинать себя любить и понимать. Вспоминать свои минуты счастья, когда у тебя было детство, юношество, работа — не важно. Одним словом, когда ты был счастлив. Это может быть что угодно — физиологическое наслаждение и удачи. Чем больше начинаешь вспоминать, тем больше таких счастливых моментов приходит на ум. И в этом состоянии ты должен понимать, что человек рожден, чтобы быть счастливым большую часть своей жизни.
Вы скучаете по себе 20–30 лет назад?
Вот это не ко мне вообще. Я человек, который принимает абсолютно тот путь, который прошла. Я понимаю, что у каждого он свой, никто бы и никогда за меня даже полшага моей жизни не прошел бы. Я и своим детям никогда не подставлю свои руки и ноги, головы. Тогда у меня будут дети с двумя головами, четырьмя руками и ногами. Так не бывает. Поэтому все то, что я получила на сегодняшний момент, результат моего опыта, моих ошибок. Но зато я понимаю, что дальнейший мой путь будет тоже результатом того, насколько осмысленно я буду подходить к этому сейчас.
Первая часть жизни проходит достаточно необдуманно, и это безумно обидно. Я всегда мечтала, чтобы мне было лет 40. Потому что когда ты приходишь в этот мир, ты тыкаешься и пробуешь все сам. Да, нужно учиться на чужих ошибках, но это почти невозможно.
Тем, кому сейчас по 20, в их 50 будут ли они нуждаться в поддержке и таких мероприятиях как «Выходные со смыслом»?
Задача каждого осознанного родителя сейчас — это приучать детей к той же самой осознанности. Так или иначе. Они должны задумываться над своим путем не тогда, когда он пройден, а тогда, когда они его идут. Но это очень сложная задача. Найти подходящие слова для детей и родителей — это задача номер один. Для всех, независимо от возраста.
[simlink]Владимир Яковлев: «Старость больше не наступает после пятидесяти»8 финансовых привычек, необходимых к 50 годам[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы