О бизнесе, экономическом сотрудничестве, особенностях ведения дел, влиянии национальных традиций на предпринимательство, отношение к деньгам и, конечно, туризме DMЕ поговорил с Генеральным консулом Италии в Санкт-Петербурге Леонардо Бенчини.
Господин консул, много ли в России, и в Санкт-Петербурге в частности, работает итальянских бизнесменов?
Италия и Россия являются стратегическими экономическими партнерами. Множество крупнейших итальянских корпораций инвестировали в российский рынок, а российские компании — в итальянский. В России работают компании энергетической отрасли Enel, Eni; агропромышленного комплекса Cremonini, Ferrero; производители бытовых электроприборов Ariston Thermo, Indesit; автомобильных шин Pirelli. И это лишь несколько примеров.
Но российский рынок всё ещё является и будет являться одним из главных ориентиров для любой компании, которая заинтересована в международной экспансии.
Наиболее значимым в Санкт-Петербурге является присутствие итальянской строительной компании Astaldi, которая, вместе с турецкими партнерами, построила новый терминал аэропорта «Пулково» и сложный отрезок Западного скоростного диаметра. Вышеупомянутая Ariston Thermo производит на заводе, расположенном во Всеволожске, водонагреватели, а Ansaldo Energia поставляет газовые турбины для местных электростанций, в частности, для Юго-Западной ТЭЦ, которая обеспечивает теплом и электроэнергией Красносельский и Кировский районы Санкт-Петербурга.
Каковы тенденции: приток инвестиций увеличивается или, наоборот, наблюдается снижение интереса к российскому рынку?
Не думаю, что интерес снижается. Безусловно, экономическая ситуация сейчас, в общем и целом, не самая благоприятная. Но российский рынок всё ещё является и будет являться одним из главных ориентиров для любой компании, которая заинтересована в международной экспансии. Одним из последних идеальных примеров итало-российского сотрудничества стало, например, слияние осенью 2016 года компании St Peter Line с паромным оператором Moby S.p. A. Отправиться в круиз по Балтийскому морю из Санкт-Петербурга теперь можно под итальянским флагом, на пароме, оборудованном в итальянском стиле, с ресторанами итальянской кухни и магазинами итальянских товаров. Я считаю, это была блестящая предпринимательская идея, и уверен, её ждет большой успех.
Чем сейчас, на ваш взгляд, привлекателен для крупных итальянских бизнесменов российский рынок?
Полагаю, здесь есть два основных аспекта. Во-первых, это размеры национального рынка. Он является крупнейшим в Европе по количеству потребителей. Во-вторых, это возможности, которые появились в связи с процессами импортозамещения. Россия развивает собственное производство, и это открывает новые возможности партнерства для итальянских компаний.
А вы можете отметить, какой-то основной тип трудностей, с которыми сталкиваются европейские, в том числе итальянские бизнесмены, в России?
В любой стране мира предприниматели могут иногда сталкиваться с различными проблемами. Но они всегда преодолимы, если предпринимаются адресные меры, такие как, например, снижение административных барьеров, предоставление налоговых льгот. Многие регионы России, конкурируя между собой, активно работают над привлечением иностранных инвестиций, в том числе, безусловно, Санкт-Петербург и Ленинградская область.
У нас в стране именно семья была и остается тем ядром, вокруг которого строится общество.
А Консульство как-то содействует разрешению возникающих трудностей?
Помимо поддержки отдельных проектов, которая возможна благодаря местному отделению Института по развитию торгового обмена (ICE), мы стараемся способствовать появлению в России итальянских компаний, помогая им знакомиться с местным рынком. Кроме того, межправительственное сотрудничество между Италией и Россией развивается по двум направлениям. Во-первых, существует Российско-Итальянский совет по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству, в состав которого входят различные тематические рабочие группы. Он собирается на регулярные заседания. Во-вторых, есть Рабочая группа по сотрудничеству в сфере малого и среднего бизнеса. Она проводит встречи дважды в год поочерёдно в каком-либо российском и итальянском городе. Речь идет об институциональном диалоге, благодаря которому создается пространство для сотрудничества. Конечно, при этом ответственность за реализацию конкретных проектов лежит исключительно на заинтересованных предприятиях. Другими словами, мы предоставляем футбольное поле, а матч разыгрывают сами компании!
Можно подробнее рассказать о работающем в Санкт-Петербурге Отделении Института по развитию торгового обмена (ICE)? Чем оно занимается, кому помогает?
Отделение в Санкт-Петербурге оказывает всю гамму услуг, которые ICE обычно предлагает бизнесу. Так, например, очень полезной может быть помощь в поиске партнера и анализа рынка. Помимо этого, для российских предпринимателей организуются поездки на отраслевые выставки в Италию, и, наоборот, для итальянских бизнесменов на выставочные мероприятия в России.
Легко организовать собственный бизнес в Италии, в частности, иностранцу?
Конечно, иностранный гражданин может открыть свой бизнес в Италии, более того, такое решение мы всячески приветствуем. На самом деле, итальянское правительство в последние годы делало многое для улучшения делового климата в стране. Не только для появления новых отечественных предприятий, но и в сфере привлечения иностранных инвестиций. Прилагаются усилия к упрощению административных и налоговых процедур, в особенности для стартапов, малого и среднего бизнеса, которые традиционно являются наиболее характерными для итальянской предпринимательской системы. Немало российских компаний инвестировали в Италии в последние годы: «Ренова», «Лукойл», «Лаборатория Касперского»… Речь идет, прежде всего, о крупных фирмах, которые, впрочем, превалируют в российской экономике.
Какие, на ваш взгляд, культурные особенности или традиции ведения дел необходимо учитывать тем, кто хочет иметь успешный бизнес в Италии?
У каждой культуры, в каждой стране есть свои особенности, которые можно понять, лишь став её жителем. Могу сказать, что Италия — гостеприимная страна, очень открытая миру. С другой стороны, отправные точки истории развития нашей промышленности — это, на мой взгляд, итальянские устои и традиции. У нас в стране именно семья была и остается тем ядром, вокруг которого строится общество. Огромное количество средних, малых и микропредприятий у нас созданы усилиями родовых ячеек. И крупные капиталистические организации, как в минимум в прошлом, базировались на фамильных узах. Достаточно вспомнить, например, об одной из крупнейших итальянских компаний, которая одной из первых стала инвестировать в России. Это FIAT. У ее истоков — семья Аньелли из Турина. Впрочем, за каждой знаменитой итальянской маркой стоит история семьи, селения или города, где было создано первое предприятие, где оно развивалось, прежде чем превратиться в мировую икону.
Расскажите, как обстоят дела с отношением к собственной недвижимости: итальянцы предпочитают покупать жилье или арендовать?
Для нас приоритетным является иметь собственное жилье. Конституция Италии закрепляет данный принцип. Среди европейских стран у нас один из наиболее высоких процентов собственников жилья -73%. Недвижимость — это первое, во что вкладывают средства итальянцы. И лишь затем обдумывают иные варианты для инвестиций. Но зачастую, для тех, конечно, кто может себе это позволить, способ оказывается всё тот же: приобретение еще недвижимости, то есть второго дома. В России это называют «дача».
Недвижимость — это первое, во что вкладывают средства итальянцы.
А вы вообще можете сравнить итальянцев и россиян: в отношении к деньгам, работе, экономии? Чем мы похожи, а чем разительно отличаемся друг от друга?
В общих чертах, итальянцы не сильно отличаются от россиян или жителей других стран, так как существуют очевидные общепринятые принципы. Но есть у нас, конечно, и некоторые характерные особенности. Так, например, итальянцы очень предрасположены к накоплению сбережений, которые они считают источником богатства и передают затем по наследству следующим поколениям. Эта особенность связана опять-таки с тем, что наши граждане и сегодня придают большое значение семье и семейному благосостоянию.
Но в одном мы, итальянцы, очень похожи с россиянами — в том, на что мы предпочитаем тратить деньги. Нам нравится совершать качественные покупки: красивая одежда, хорошее вино, отдых на лучших курортах… Неслучайно Италия столь популярна у российских туристов.
Кстати о туризме. Актуальный в преддверии отпускного сезона вопрос: выдает ли Италия по-прежнему россиянам туристические шенгенские мультивизы на несколько лет?
Единственное условие для получения длительной туристической визы в Италию — это совершение как минимум одной поездки в нашу страну и, конечно же, желание посетить её вновь. Если говорить языком цифр, то более 30% виз, оформляемых консульством, трёхлетние, а 80% имеют срок действия год и более. Сейчас визу можно оформить так быстро и на такой длительный срок, как никогда прежде.
Какова основная причина отказа в визе?
В основном, причиной для отказа в визе может послужить предоставление документации, не соответствующей действительности. В связи с этим я бы хотел воспользоваться случаем, чтобы разъяснить один простой принцип. Италия с радостью принимает всех, кто хочет посетить нашу страну, но мы решительно боремся с «виза-шопингом». То есть с теми, кто обращается за визой в консульство того или иного государства Шенгенской зоны, не имея намерения приехать именно в него и планируя поездку в другом направлении. Этого достаточно, чтобы скомпрометировать свою «визовую историю», что может воспрепятствовать получению шенгенских виз в будущем. Тот, кто обращается к нам за визой, должен действительно иметь намерение поехать в Италию.
Но в одном мы, итальянцы, очень похожи с россиянами — в том, на что мы предпочитаем тратить деньги.
Какие еще есть моменты, связанные с оформлением итальянской визы, на которые вы бы хотели обратить внимание российских туристов?
Я хотел бы призвать российских туристов не пользоваться услугами неких агентств, которые «гарантируют» долгосрочные визы, по трём перечисленным ниже причинам. Во-первых, никто не может ничего «гарантировать», так как окончательное решение всегда остается за Генеральным консульством. Во-вторых, не вижу причины платить агентству, когда достаточно записаться на подачу документов на визу в консульство или в визовый центр VMS, заполнить анкету и далее следовать опубликованным на наших сайтах инструкциям. Любой человек, минимально знакомый с интернетом, в состоянии пройти эту процедуру самостоятельно. В-третьих, многие из таких агентств, не аккредитованных при Генеральном консульстве, зачастую формируют пакет из документов, не соответствующих действительности. Это может только навредить.
Я хотел бы призвать российских туристов не пользоваться услугами неких агентств, которые «гарантируют» долгосрочные визы.
Поэтому я призываю всех действовать самостоятельно и платить только консульский сбор. Для граждан РФ он составляет 35 евро в рублевом эквиваленте по курсу на день оплаты. В случае обращения через визовый центр, где можно подать документы без очереди и в срочном порядке, к этой сумме плюсуется сервисный сбор — 19,50 евро в рублевом эквиваленте по курсу на день оплаты. Как вариант, можно обратиться в одну из аккредитованных при консульстве турфирм, но только для того, чтобы приобрести турпакет, а виза будет всего лишь частью этого пакета.
В 2015 году отмечался заметный спад в заявках на оформление шенгенских виз россиянами, а также сократилось количество поездок в Европу на отдых, в том числе в Италию. А как сейчас обстоят дела?
Ситуация заметно улучшилась, потому что туристические потоки напрямую зависят от колебаний обменного курса рубля. Действительно, при его падении до 80 рублей за 1 евро количество туристов сократилось вдвое. Сейчас, при курсе около 60 рублей за 1 евро, мы наблюдаем увеличение количества заявок на визы на 70% за первые месяцы 2017 года.
Сейчас, при курсе около 60 рублей за 1 евро, мы наблюдаем увеличение количества заявок на визы на 70% за первые месяцы 2017 года.
Какие советы вы дадите российскому туристу, отправляющемуся на отдых в Италию?
Все ответы на вопросы, связанные с поездкой, можно найти на сайте «Твоя Италия». Он создан Посольством Италии в Москве. Это первый официальный портал о туризме в нашей стране на русском языке. Вообще, направляющимся в Италию я бы посоветовал посетить «борги» — малые города, расположенные вдали от основных маршрутов. Поверьте, они словно сошли со страниц старинных сказок.
До сих пор у российских туристов остро стоит вопрос — брать с собой в поездку много наличных или ограничится парой банкнот и карточкой. Скажите, как лучше поступить, отправляясь в Италию?
Действительно, в Италии, за исключением центральных городов, банковские карты принимаются к оплате не везде. Конечно, в гостиницах и в курортных центрах можно расплачиваться с их помощью. Но я рекомендую всегда иметь немного наличных для покупок в маленьких магазинчиках, ресторанах или барах. Круассан с чашечкой капучино — типичный итальянский завтрак — обычно не оплачивается картами.
[simlink]Эрик Хаммаршельд: «География российского туризма в Швецию начинает расширяться»9 советов как сэкономить в круизе по Балтике[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы