Алексей Бабушкин

Алексей Бабушкин

6008 14 марта, 2017 год

 

Как заводить полезные связи для успеха в бизнесе и жизни и поддерживать их, рассказал в интервью DailyMoneyExpert  один из самых известных специалистов по нетворкингу в России — Алексей Бабушкин.

 

 

Слово «нетворкинг» часто используют и в разном контексте, но, кажется, не все понимают, что это такое. Как вы поясните этот термин?

 

Нетворкинг состоит из двух слов: net — сеть, work — работать, следовательно, одно из определений звучит как «создание и поддержание сети контактов, которая приближает вас к достижению цели и работает на ваш успех. Это если переводить дословно. Нетворкинг еще рано называть полноценной наукой, а вот искусством вполне. Для его создания и поддержания в должном виде необходимо прилагать усилия.

 

В той или иной степени, каждый из нас владеет данным искусством, при чем с детства, правда, не всегда осознанно..

 

Действительно, мы водились с тем, у кого была машинка или совочек с ведерком. Повзрослев, выбирали друзей с определенной компьютерной игрой, именно той, которая нам нравилась. Мы налаживали контакт с одноклассниками-отличниками с разборчивым почерком, чтобы было легче списывать. В институте и на работе то же самое. Все эти отношения выстраиваются интуитивно, ради получения возможностей или ресурсов, которыми мы не располагаем сами.

 

Но это еще не нетворкинг?

 

Отчасти он. В профессиональном нетворкинге мы способны спрогнозировать результат, к которому стремимся, и делаем это осознано. Мы создаем связи и расширяем сеть контактов, исходя из своих целей, избегая лишних действий.


 

Нетворкинг часто путают с общением. В чем разница?

 

Неразбериха есть. Нетворкингом нарекают встречу со старым приятелем; короткий разговор с официантом, принесшим кофе и прочее, тогда как это просто общение. На конференциях кофе-брейки ошибочно называют нетворкингом, поскольку так сейчас модно. По сути, просто название поменяли.

Нетворкинг — деловое общение. Хотя знаю примеры, когда именно через подобную коммуникацию люди устраивали свою личную жизнь, заводили друзей.

 

Какие типы нетворкинга существуют?

 

Я выделяю три. Первый тип — позитивный нетворкинг. Вы знакомитесь и готовы помочь, не ожидая получить мгновенную отдачу, в виде ответной услуги. Вам самому интересно принести пользу другому человеку. Такой себе альтруизм и доброе отношение. Это как с подарками: дарить их не менее приятно, чем получать. Знакомясь с человеком, вы не думаете о его полезности, вы просто испытываете удовольствие, обсуждая увлечения или хобби,а уже потом переходите к делу.

10 мифов о личностном развитии

Второй тип — негативный нетворкинг. Заводите контакт, исходя из ваших корыстных интересов. Знакомитесь и сразу знаете, что хотите получить от конкретного человека. Чистой воды использование для достижения корыстных целей. Безусловно, здесь много подводных камней, особенно, в долгосрочной перспективе.

Третий тип — нетвокинг по принципу Win-Win (выигрыш-выигрыш), когда на берегу вы договариваетесь о том, чем можете быть полезны друг-другу. Это тоже рабочая схема, несмотря на присутствие в ней элементов негативного нетворкинга. Все участники процесса знают, какое вознаграждение получат, происходит обмен ресурсами по прозрачным правилам. Очень честна модель.

 

Какой тип нетворкинга эффективнее?

 

Нельзя сказать: «Занимайтесь только позитивным, добрым и честным нетворкингом», хотя хочется. Понимаете, его надо прочувствовать, пропустить через себя. Если вы новичок, вступите на промежуточный путь Win-Win стратегии. Говорите, чем готовы помочь и чего ожидаете в ответ. Можете попытаться и попаразитировать на других через негативный нетворкинг. Просто осознавайте его последствия и подумайте, как к вам могут относится после этого.


 

Кажется нынешняя реальность российского нетворкинга как-раз негативная..

 

Да, будем реалистами, на сегодняшний день общество не готово становиться просветленным. У нас позитивного нетворкинга очень мало. Чаще практикуют негативный, Win-Win тоже встречается. Думаю, со временем, ситуация улучшится. Часто мы воспринимаем людей через призму полезности для себя. От этого необходимо уходить.

 

Поговорим о самом процессе. Какие вопросы следует себе задать перед знакомством, как готовиться?

 

Нетворкинг очень тесно соприкасается с личным брендингом. Чтобы устанавливать контакты, необходимо осознавать свою ценность. Нужно понимать, что вы можете предложить людям. Для этого придется покопаться в себе. При знакомстве необходимо транслировать эту ценность первым: отдавая, нам легко получить что-то взамен.

 

Допустим, ценность распознана. Какой должна быть самопрезентация? Например, если времени не так много.

 

Тогда подойдет лифтовая презентация (elevator pitch) — короткая речь на 30—60 секунд. Обычно ее начинают с имени, фамилии и должности, а заканчивают названием компании, в которой работают, и то не всегда. Такое представление не выстреливает. Это анкетные данные, они забудутся через секунду. Наименование фирмы, если она не топ, вообще ни о чем не скажет. Имя, компетенции и ваша ценность — следуя данной формуле, вы лучше запомнитесь своему собеседнику, ему будет легче вам ответить.

Визитки также важны, как и бейдж, и общий внешний вид. Особенно, когда даже для коротких речей нет времени.

 

Как строить беседу, если времени больше, чем 60 секунд?

 

Владимир Герасичев: «Кто сказал, что с ленью нужно бороться»

Расскажите о себе какой-то факт, не связанный с работой или бизнесом, но запоминающийся. Например, вы поднимались на самую высокую гору Урала «Народная» целых три раза. Это звучит намного интереснее чем: «Здравствуйте, я бизнес-тренер». На первом этапе заниматься продажами — дикость. Нужно просто вызвать интерес, а потом уже переходить к делу. Поговорите о погоде, мероприятии, на котором находитесь. Произведите впечатление приятного собеседника. Очень сложно найти человека, с которым интересно поговорить, который ничего не просит и ничего не продает. Им можете стать вы.

Если вы знаете, с кем планируете знакомиться, изучите информацию о нем в интернете. В разговоре проявите осведомленность о своем собеседнике. Ему будет приятно, и очень быстро он сам проявит интерес к вашей персоне и захочет чем-нибудь помочь. Главное, не превращайтесь в продажника.

 

Как быть с тем, что одни более склонны заводить контакты, а другим такое искусство дается сложнее?

 

У интровертов и экстравертов разные подходы к построению сети контактов. Интроверт, вероятно, уйдет с мероприятия с двумя/тремя визитками, но об их владельцах он узнает всю подноготную, вплоть до пятого колена. Для экстраверта характерно поверхностное общение. Он познакомится с 10—15 людьми. Это тоже неплохо. В дальнейшем он отсеет все ненужные, контакты, а полезные проработает так же качественно, как и интроверт.

 

Что можно посоветовать людям, испытывающим сложности при знакомстве?

 

Приходите на деловое мероприятие пораньше, когда там есть только пара людей — будет легче установить контакт и адаптироваться в новом пространстве. Пришедшие позже люди, воспримут вас как хозяина положения. Вы уже знаете, где зона кофебрейка, где раздеться, как пройти в зал и прочее. Люди будут у вас узнавать, где что находится. Это придаст вам важности и уверенности. Если вы приходите на середине регистрации, людей уже куча, вы теряетесь, не знаете к кому обратиться, стесняетесь, и в итоге испытываете дискомфорт. Какой уж там нетворкинг!

 

Часто на мероприятия коллеги приходят парами. Тогда им вообще никто не нужен. Но даже если идут одни, бывает и не знают как зовут соседа по конференции.

 

Я был свидетелем, когда после трехдневного мероприятия, люди не знали имен тех, с кем сидели рядом. Каждый день они здоровались и прощались друг с другом, и все! Это проблема менталитета. Американцы, например, активно коммуницируют на мероприятиях. Им вполне достаточно сказать: «Привет! Как дела», и дело пошло. У нас все по-другому. У нас люди ждут какой-то команды, им нужно помочь, сказать: мальчики налево, девочки направо, пожмите друг-другу руки. Все же так просто: обменяйтесь визитками, сделайте комплимент, просто улыбнитесь, спросите соседа рядом, как его зовут. Это поможет установить контакт.

 

 

Как поддерживать связь после первого контакта?

 

Если после первого общения картина ценностей ясна, сразу договоритесь о следующей встрече. Зачем терять время? Если сразу не понятно, чем вы можете быть друг-другу полезны, в течение первых 24 часов после мероприятия, напомните о себе, напишите электронное письмо, постучитесь в социальные сети. Укажите, где вы познакомились, при каких обстоятельствах, о чем говорили и предложите следующее действие. Возможно, это будет встреча на каком-то ближайшем мероприятии. Нетворкинг характеризуется глубиной и частотой общения.

 

Социальные сети сейчас очень активно используются для установления контакта, зачастую без перехода в реальный мир. Как вы расцениваете подобный нетворкинг?

 

На социальные сети я смотрю как на оперативный способ связи. Если устанавливать знакомство, нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, ваша анкета. Посудите сами: если у человека три друга, пара перепощенных котиков, по дате рождения ему 100 лет, возникнет ли у вас желание пообщаться? Наверное нет. Во-вторых, часто люди используют соцсети для продажи. Например, одна девушка продавала шерстяные носки, и вместо фото профиля со своим лицом, у нее были эти самые носки. Возможно, это повышает продажи, но общаться с таким человеком не хочется, особенно когда не видно лица. Вы же не хотите дружить с носками!? Другой момент, если вы отправляете заявку в друзья незнакомому человеку или тому, кто, вероятно, вас забыл, напишите сопроводительное письмо: кто вы, зачем обращаетесь и что хотите. Если вы просто постучите в друзья, это расценят как спам.

 

Часто профиль и то, как человек пытается себя позиционировать в личном общении, расходятся.

 

Социальные сети — публичный инструмент коммуникации и все, что вы постите можно использовать против вас. Важно соблюдать единство посыла. Я, например, сталкивался с людьми, с виду нормальными, но на стене ненормативная лексика или картинка с револьверами. Если ко мне такой человек обращается с деловым предложением, то я задумываюсь о его адекватности. В социальных сетях, как в жизни: иногда стоит и промолчать.

 

Можно ли выстраивать отношения только в социальных сетях? Подходят ли они для закрепления и поддержания отношений?

 

Нельзя. Нужно обязательно переводить коммуникацию в реальный мир. Самое сложное в социальных сетях — они не передают эмоции. Даже эмодзи трактуют по-разному, поэтому живой звук не заменим.

5 причин прокрастинации

Для закрепления и поддержания контакта я строго рекомендую электронную почту. Анкеты в социальных сетях блокируются, кто-то удаляется и создает профиль заново, теряя всю переписку. Кроме того, не все активны в социальных сетях, некоторые просто выпадают из коммуникации. Электронная почта — самое стабильное средство связи. Люди меняют города и телефоны, но электронная почта, как правило, остается. У многих она вообще с подросткового возраста не меняется. Пишите туда и дублируйте в соцсети, помня, что последние не догма, а просто инструмент для ускорения общения.

Электронные письма не требуют быстрого ответа. С социальными сетями, как бывает: вы послали сообщение, человек прочитал, но решил ответить позже, а потом он просто забыл, да и месседж отмечен, как прочитанный. А вы страдаете, думаете, что не угодили. С почтой проще, можно отметить как непрочитанное или флажок поставить, чтобы не забыть.

 

Подытожим, что для вас «нетворкинг»?

 

Готовность помочь и принять помощь. Нетворкингом нужно проникнуться. Нужно захотеть расширить свой круг знакомств, поняв, что это сэкономит вам время, деньги и силы, откроет возможности. Выходите всегда с искренней улыбкой, а не злым оскалом. Помните, знакомиться — это не рутина. Вы же не будете читать книгу, если она вам не интересна? Общение расширяет кругозор и открывает богатство мира, духовность.

Справка
Алексей Бабушкин — эксперт по нетворкингу, бизнес-тренер, автор книги «Эффективный нетворкинг. Как прокачать полезные связи для успеха в бизнесе и жизни», номинант премии «Человек года» по версии журнала «Деловой квартал»,
обладатель премии «Золотой промоушен» как автор лучшего образовательного проекта networking24.ru.
[simlink]6 способов никуда не спешить
Радислав Гандапас: «Необходимо довести выступление до автоматизма»[/simlink]

Журналист, специалист по коммуникациям. Сферы интересов: банковский сектор, предпринимательство, инвестиции.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 79119
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19993
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 14060
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 10279