О Радиславе Гандапасе слышал в нашей стране, наверное, каждый, кто готовился к публичным выступлениям или презентациям. Как правильно начать свою речь, стоит ли готовить текст выступления письменно, как «разбудить» аудиторию и о том, почему ораторство — это искусство, самый титулованный бизнес-тренер России рассказал в интервью DailyMoneyExpert.
Начнем с самого начала. Как стоит и как не стоит начинать публичное выступление?
Самое скучное начало, которое только можно придумать: «Меня зовут так-то, в своем выступлении я расскажу о том-то». А вообще, зависит от формата мероприятия. Когда вас представляет другой человек, ваш статус повышается, поэтому, если есть возможность попросить, чтобы вас представили, воспользуйтесь этим. Некоторые ораторы настаивают: «Зачем меня представлять? Я представлюсь лично!». Не делайте таких ошибок.
Если вас представляет другой человек, в каком формате это следует делать?
Лучше если вас представят не формально, по бумажке, а расскажут о личном отношении. Подобную практику часто показывают в американских фильмах. У них, кстати, культура публичных выступлений стоит на очень высоком уровне. Например, спикера заявляет глава организации: «А сейчас я приглашу на сцену человека, который лично для меня служил примером мужества, определенной смелости в бизнесе. Я смотрел на него как на своего наставника. Сегодня я счастлив представить его вам. «, и т. д. Это самое лучшее начало, которое только можно вообразить. Вам остается только поддержать эмоциональную волну и оправдать завышенные ожидания аудитории.
Лучше если вас представят не формально, по бумажке, а расскажут о личном отношении.
Бывает, формат мероприятия вынуждает спикеров представляться самим. Как это лучше сделать, как начать презентацию?
Сделайте что-то наименее ожидаемое. Например, начните с забавной истории, произошедшей с вами однажды или сегодня утром. Расскажите о событии, изменившем ваш взгляд на тему выступления. Любая история должна служить мостиком к теме, иллюстрировать ее.
Поищите в интернете информацию об исторических событиях, произошедших в дату выступления. Посмотрите, какое из них свяжется с вашей темой, какая здесь есть аналогия или метафора. Берите факты из мира науки или просто расскажите анекдот.
Рассказывать анекдот — звучит как опасный путь. Так и обидеть недолго…
В Европе табуированы национальные, религиозные и гендерные вопросы. С анекдотами на такие темы действительно лучше не рисковать. Мои эксперименты показали, что в русской аудитории нет такой острой реакции и сопротивления. Я могу пошутить о религии, стереотипах в отношении полов или на национальную тему, скажем, о евреях. Конечно, деликатность должна присутствовать. Если тема религиозная, то насмешки над верой недопустимы. Задайте себе вопрос, если это религиозный анекдот, может ли его рассказать верующий верующему? Повторю, международная аудитория очень настороженно относится к подобным вещам.
Рассказывая анекдот, вы не можете полностью избежать риска. Всегда найдется обиженный. Проявляйте осторожность сапера, но не более.
Какой самый вредный совет вам довелось услышать или прочитать о публичных выступлениях?
«Жестикуляция, зрительный контакт не так важны, как текст, который люди оценят и поймут, если он представляет для них ценность», — большая ошибка верить в данное утверждение. Это все равно, что сказать: «Важен текст пьесы, а артистизм актеров — нет». Абсурд полнейший. Публичное выступление — еще не спектакль, но значительная доля артистизма имеет определяющее значение.
Текст не так важен, как все остальные факторы, но без него никуда. Стоит ли готовить текст самого выступления?
Я против практики, когда в современных публичных речах произносится заранее написанный текст. Это убивает презентацию. Всегда слышно, что текст готовили, чтобы прочитать, а не произносить.
Недавно прошло послание президента Федеральному собранию, и меня удручает, что глава государства со мной не разговаривает. Президент читает текст, написанный спичрайтерами. То есть, какой-то дядя Федя подготовил речь, а президент вышел и ее зачитал. Получается, со мной общается дядя Федя. Даже стилистика речи дяди Феди не совпадает со стилистикой президента. Когда он начинает говорить от себя, произносит несколько фраз, это напрочь выбивается из стиля, в котором написано послание. Зачем? Зачитывание текста к ораторскому искусству никакого отношения не имеет.
Но как же тогда готовиться? Что делать до выступления, какой план прописывать?
Начнем издалека. Нужно разбираться в теме. Мне, к сожалению, приходится слышать некомпетентных людей, выступающих перед компетентными. Не часто, но такое случается.
Следует составить «грубый план». Я всегда рекомендую прописать в нем семь ключевых пунктов. Подумайте, о чем вы хотите сказать и чего вы точно говорить не будете. Это как изваять статую: взять кусок камня и отсечь лишнее. Часто на публику обрушиваются тонны шлака, тонны ненужного камня — тонны ненужной и ничего ни решающей информации.
Стоит ли ограничиться «грубым планом»? Если нет, какой следующий этап?
Зависит от опытности оратора. Я ограничиваюсь «грубым» планом. Если его вам кажется мало, составляйте «тонкий» план, содержащий гораздо больше пунктов. Их может быть и десятки, и каждый необходимо «развернуть».
Говоря о слайдах, какими они должны быть?
Здесь все очень либерально. Слайды Стива Джобса — образец аскетизма. На черном фоне, белые буквы, букв очень мало, а каждый второй слайд — картинка. Если мы возьмем презентации Кьелла Нордстрема (прим. Ред.: шведский экономист, писатель и бизнес-спикер), каждый слайд — искусство, каждый оживает анимацией высочайшего уровня. Две противоположности, и обе имеют право на существование.
Часто на публику обрушиваются тонны шлака, тонны ненужного камня — тонны ненужной и ничего ни решающей информации.
Одно могу сказать — не пестрите. Много шрифтов, много цветов. Это затрудняет восприятие. И тем более, не нужно много букв. Слайды, на которых много слов, не читают. Никто не будет напрягаться ради вас, поэтому прописывайте только ключевые слова. Используйте больше изображений, символов, значков; больше графиков, диаграмм, изображений. Функция слайдов — проиллюстрировать ваше выступление, а не продублировать его.
Какова оптимальная продолжительность выступления?
Сегодня есть тенденция к сокращению продолжительности публичного выступления, что видно по Youtube. Ролики на 3–5 минут самые популярные. Речи на час/полтора утомляют. Сегодня их слушать практически нереально. Пытайтесь уложиться в 20–25 минут. За это время можно выдать две, максимум 3 идеи. На конференциях, где на одного спикера отводится час или полтора, транслируйте 5–7 идей. Вы ничего не потеряете от того, что не скажете все.
Как «подогревать» слушателей при продолжительных презентациях?
Когда люди устают, тормошите их 3–4 минуты. Заготовьте анекдоты. И не просто смешные, а иллюстрирующие вашу тему. Расскажите тот же исторический факт или сюжет из классической литературы.
Задайте вопрос и предложите буквально выкриками из зала на него ответить или дополнить сказанное вами. Устройте голосование и сразу прикиньте статистику, составьте портрет аудитории. Главное, чтобы он был как-то связан с вашим выступлением. Например, если тема — образование, попросите поднять руки тех, у кого есть дети. Один, двое, трое ребятишек. Попросите встать тех, у кого больше 4 детей. Такие уникальные люди всегда вызывают восторг у участников мероприятия.
Если у вас очень длинная презентация, можете пойти еще дальше. Предложите слушателям посмотреть на рядом сидящих, выбрать симпатичного и обсудить между собой идею или понятие. Естественно, должна быть прямая связь с вашей темой. Совсем не обязательно спрашивать зал о результатах этого обсуждения. Просто предложите свою концепцию или интерпретацию.
Чем длиннее выступление, тем больше возможности сбиться. С бумажкой, как вы сказали, выходить — не вариант. Что делать?
Бумажка — это не 21 век. Если так необходимо сверяться с текстом, используйте планшет. Во-первых, смотрится более современно. Во-вторых, он не шелестит. В третьих, дает возможность быстро пролистывать текст, искать по ключевым словам, заходить в интернет, чтобы посмотреть статистику и т. д. Это лучшая шпаргалка, когда она нужна.
Следует ли использовать раздаточные материалы? Например, распечатанные презентации или тезисы по теме.
Если раздаточные материалы подразумевают интерактив — отлично. Люди любят поиграть. Если же раздаются тезисы, по которым аудитория будет следить за ходом вашего выступления, вы провоцируете ее отвлекаться. Лучше делиться подобным материалом после мероприятия.
Внимание слушателей крайне легко потерять. Например, на днях я выступал на корпоративном мероприятии. Люди хотели делать записи, но бумаги и ручек не нашлось. Их занесли во время моей речи, которую мне пришлось прервать, поскольку в тот момент концентрация внимания была недостаточной.
Поговорим о жестикуляции. Как она должна меняться в зависимости от объема аудитории?
Несомненно, жестикуляция имеет определяющее значение и для привлечения внимания, и для формирования впечатления об ораторе.
Если аудитория огромная, следует перемещаться по всему пространству сцены. Жесты должны быть яркими, выразительными, величественными и развернутыми — полный размах крыла, до последней фаланги пальцев. Обращайтесь к каждой части зала не только глазами, но и всем корпусом.
Жесты должны быть яркими, выразительными, величественными и развернутыми — полный размах крыла, до последней фаланги пальцев.
Активно жестикулируйте перед любой аудиторией. Это создает образ уверенного, знающего свое дело специалиста. Избегайте неестественной жестикуляции. Я видел людей, которые стоят, стоят неподвижно, а потом вдруг вспомнили, что надо жестикулировать, и начинают дрыганье руками, совершенно несвязанное с текстом.
Как контролировать тело, чтобы не стоять столбом?
Нужно тренироваться, лучше со специалистом. Посоветую вывести руки на уровень живота, грудной клетки. Держите их в этом пространстве, в исходном положении. Не опускайте руки ниже пояса и позвольте им, в процессе говорения, естественным образом двигаться. Не опускайте руки по швам. Из этого положения очень сложно выйти.
Как лучше завершить выступление?
Возможны разные сценарии. Финал, в котором вы подводите итог сказанного, поможет аудитории закрепиться в основных идеях. Не обязательно перечислять все тезисы, особенно если слушатели вели записи. Озвучьте главную мысль или пошутите. Можно похвалить участников, сделать комплимент. Вариантов масса. Сегодня ораторское искусство либерально в этом вопросе. Чего точно не стоит говорить в конце: «У меня все. Спасибо за внимание!» Такой финал категорически запрещен. К моему сожалению, подобное завершение — расхожая практика, но банальная и вульгарная.
Есть ли какие-то тонкости при подготовке выступлений на неродном языке?
Как человек, которому в следующем году предстоит выступать на английском, должен сказать, что это требует особого внимания — больше репетиций. Желательно, чтобы на них присутствовали носители языка, которые помогут с произношением. Бывает, легкое смещение акцента меняет смысл фразы на противоположный. С этим нужно быть очень осторожным.
В целом, люди будут вас уважать уже за попытку говорить на неродном языке, без переводчика.
Как снизить градус волнения до и во время выступления?
Лучше готовиться, тогда и волноваться будете меньше. Подготовка заключается не только в том, чтобы написать хорошие тезисы и сделать красивые слайды. Необходимо довести выступление до автоматизма, и неважно, сколько времени у вас на это есть. Тренируйтесь. Теннисист при отсутствии партнера тренируется со стенкой. Потренируйтесь в «стенку» или перед зеркалом.
Необходимо довести выступление до автоматизма, и неважно, сколько времени у вас на это есть.
Если у вас есть люди, которых вы можете попросить присутствовать на тренировочном выступлении, делайте это. Только так вы отсечете лишние слова и выражения. Речь станет более логичной, живой и уверенной.
Порой, во время выступлений можно слышать, как спикер говорит, что нервничает, или у него это в первые, или не выспался и прочее. Вроде бы, как рекомендуют психологи, проговорил и полегчало, но насколько такие заявления приемлемы?
У психологов в фокусе внимания ваш комфорт. Они дают рекомендации, позволяющие вам испытывать меньшие психологические страдания. В фокусе внимания спикера должна быть аудитория, поэтому говорите только о полезных для нее вещах. Когда вы заявляете: «Я так волнуюсь!», вы снижаете уровень стресса, но получается, аудитория занимает снисходительную позицию по отношению к вам. Вы у слушателей клянчите, просите подбодрить или сжалиться, создавая отношения «взрослый-ребенок», и это категорически неправильно. Такая мера результативна в рамках тактики, в масштабах стратегии — это провал. Разговаривайте с участниками с позиции взрослого и как со взрослыми.
Как работать над выступлением после его завершения?
Профессионал всегда тщательно анализирует сделанное. Оцените критически свое выступление. Во всяком случае, попробуйте это сделать. Более субъективное мнение, чем свое собственное, правда, придумать сложно. Лучше узнайте у слушателей. Только не спрашивайте: «Как все прошло?». Вам ответят: «Хорошо, круто, зашибись», что ничего не дает. Задавайте конкретные вопросы, например: «Как вы оцениваете продолжительность выступления?», «Вы бы увеличили тайминг или сократили?», «Было ли вам интересно слушать все время или были моменты, когда вы теряли нить рассуждений?», и т. д. Сформулируйте 5–7 конкретных вопросов.
Разговаривайте с участниками с позиции взрослого и как со взрослыми.
Еще один способ, сложный и болезненный. На него всегда идет активная эмоциональная реакция — посмотрите видеозапись выступления. Это кошмар, это сложно и больно. На видео мы всегда хуже, чем нам кажется, но наблюдения, которые вы сделаете во время просмотра, в дальнейшем вам очень помогут.
И все-таки, почему ораторское искусство — это искусство?
Потому что это, как тонкий лед. Шаг вправо, шаг влево, и это уже не искусство. Одно неверное движение кистью, и это уже не шедевр. Одна неверная шутка, и грань дозволенного уже пройдена. Боитесь рисковать и делаете выступление причесанным и гладким? Аудитория заснет. Вы должны пройти по тонкому льду в узком коридоре.
Справка
Радислав Гандапас — бизнес-тренер, единственный в стране трижды признан лучшим в профессии по результатам года. Известный в России специалист по лидерству и ораторскому искусству. Автор 8 книг и 14 фильмов, лауреат Книжной премии Рунета 2013.
[simlink]Тренинговый бизнес в России: выживут только профессионалыКто поможет предпринимателю: все о наставниках и менторах[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы