Прима Большого московского цирка и единственная в мире дрессировщица гепардов Дарья Костюк рассказала DailyMoneyExpert о цирке не как о зрелищном шоу, а как о бизнесе, который очень непрост.
Дарья, почему именно дрессировщица? Как вы пришли к этой профессии?
С животными мне всегда нравилось работать больше, чем в каком-либо другом жанре, так как имеешь дело не с бездушным реквизитом, а с живыми и отзывчивыми существами. Когда я отдаю на манеже свою энергию, то получаю ее взамен от них. Идет постоянная подпитка доброй, мощной энергетикой. И, конечно, я их всех очень люблю. Неважно, домашнее это животное или хищник — к ним привязываешься и относишься как к родным. Все они — настоящие и преданные друзья навсегда.
К тому же родители не хотели, чтобы я работала в цирке, и мне пришлось доказывать им, что цирк — это мое. Наверное, поэтому я выбирала жанры посложнее с самого детства. А работа с животными сложна не только самой спецификой и опасностью, но и тем, что это двойной труд: прежде чем подойти к животному и о чём-то просить его, нужно очень хорошо поработать над собой. Дрессура — это не заставить животное тебя слушаться, как думают многие, это значит понять его, заслужить его доверие и на понятном ему языке донести то, что ты хочешь. Для этого нужно слушать их и подстраиваться под каждого индивидуально. Они все разные, нет одинаковых характеров.
Важно «гореть» цирком, жить им. Это должно быть в первую очередь.
Можно ли сегодня где-то выучиться на дрессировщика?
Если мы говорим о цирковых дрессировщиках (не о кинологах, например), то этой профессии нигде не учат. Получить необходимые знания и навыки можно только в цирке. Здесь два варианта-либо ты из цирковой династии, либо человек приходит из вне. Во втором случае путь тот же, что и в первом — от азов по содержанию животных до работы в роли дрессировщика. Иначе никак. Этот путь занимает годы, а иногда и десятилетия.
Важно «гореть» цирком, жить им. Это должно быть в первую очередь. Дело, которым занимаешься, должно вдохновлять. Я, например, никогда не называю цирк работой и не воспринимаю его так. Это моя жизнь, и я получаю удовольствие от каждого момента. Важно быть честным по отношению к себе и быть именно личностью — сильной и независимой. Это касается любого артиста и особенно, дрессировщика.
Какими качествами должен обладать дрессировщик?
Это лидер, который должен увлечь зрителя, повести его за собой и дать ему правильные эмоции, донести до него правильный подтекст. А это может сделать только тот человек, который занимается саморазвитием, силен духом. В голове такого человека должен быть порядок. Он не имеет права прятаться от проблем, наоборот — должен решать их. Дрессировщик должен обладать такими качествами, как максимализм, самокритика (конечно, в меру), уверенность в себе, огромное терпение, умение слышать других. Обязательно естественное чувство самосохранения, отсутствие панического страха перед животными. Но и не полное бесстрашие.
Дрессировщику, как никому другому, важно отдавать отчет о своих поступках. А для этого нужно самообладание, уравновешенность и крепкие нервы. Терпение обязательно. Ведь дрессура — нудный и долгий процесс. Просто и быстро чего-то достичь не получится.
Дрессировщик — это гуманная профессия?
Сегодня это больной и актуальный вопрос. Не скрою, что есть непрофессионалы, позволяющие себе неправильное отношение к животным. К счастью, таких мало и, как правило, эти имена неизвестны широко, да им это и не нужно. Такими людьми движет лишь жажда наживы. Настоящий дрессировщик никогда не будет бить своих питомцев и жестоко с ними обращаться. Животное, которое обижают, не будет ничего делать. Такого можно сразу вычислить. С животным нельзя договориться с помощью палки. Поэтому для дрессировщика важна любовь к четвероногим партнерам.
Расскажите о своем первом опыте «общения» с дикими животными.
Если вспоминать совсем первый опыт, это было в детстве, в возрасте 3–4 лет. Тогда я впервые взяла в руки тигрёнка. Малыш был очень строптивым и юрким, вертелся, шипел и почти выскочил у меня из рук, но я смогла его удержать и не уронить, хотя тигрёнок был чуть меньше меня. Увидев это, дрессировщик Николай Карпович Павленко (народный артист России, постановщик и дрессировщик знаменитого аттракциона «Суматранские тигры»), сказал: «Крепкие руки. Уверенная девчонка. Дрессировщицей будет!»
Вы — единственная в мире дрессировщица, которая работает с гепардами. Почему именно они?
Важно выбрать «своё» животное. Например, я несколько лет работала с медведями, но поняла, что это не мое, не чувствую их. А дрессировщик Иван Терентьевич Яровой с этими животными на «ты», он невероятно работает с медведями. Кому-то комфортнее с тиграми, львами, попугаями… «Мои» животные — гепарды.
Я несколько лет работала с медведями, но поняла, что это не мое, не чувствую их.
Хотелось создать уникальный номер. Номеров со львами, тиграми, собаками, обезьянами много. Я стремилась сделать что-то необычное, и после долгих поисков, раздумий, остановились на гепардах. Тогда я и не подозревала, насколько полюблю этих космических животных. Они прибыли к нам из Кенийского питомника в возрасте одного года. Если ребенка гепарда рано забрать от мамы, то он не наестся вдоволь материнского молока, не получит иммунитет, и мало шансов, что он выживет, особенно в чужих климатических условиях. С точки зрения дрессуры, взять подращенных хищников — сложно, и во многом потребовалось намного больше сил и терпения, нежели если они жили бы у нас с трёхмесячного возраста, но зато у нас здоровые животные — и это главное! На сегодняшний день наш аттракцион с ними не имеет аналогов.
Чем они отличаются от львов и тигров?
Гепард нуждается в более тщательном уходе и содержании. Например, мясо для гепарда должно быть свежее свежего, тёплое, иначе у зверя может нарушиться пищеварительная система. Львы и тигры, наоборот, любят мяско «с душком». В дрессуре гепарды не могут сделать те трюки, которые делают другие хищники из «кошачьих», так как обладают меньшими физическими возможностями. Например, гепарды не могут ходить на задних лапах, а поймать баланс для них в разы сложнее, чем леопарду или тигру. Всё из-за строения тела гепарда. Они отличаются острым зрением, могут увидеть что-то за 20–30 метров от себя, даже мелкое, и все, их внимание там, они забудут обо всем и будут смотреть на объект. Отвлекать — бесполезно. Очень пугливы. Какой-то звук, или увидят что-то новое — всё.
Гепарды умеют быть преданными и никогда не убьют человека, хотя и могут нанести увечья.
Недавно наша Блейзи отказалась ехать на телевизионный эфир — увидела что-то новое в ассистенте и все, не усадить в машину. Пыталась успокоить, ходили по коридорам цирка, бесполезно — категорически не захотела ехать. С тиграми, львами и с другими хищниками намного проще. Но для меня мои животные важнее, чем деньги или съемки, я не заставляю насильно. «Мы в ответе за тех, кого приручили», — я искренне так считаю.
Гепарды умеют быть преданными и никогда не убьют человека, хотя и могут нанести увечья. Все животные разные, и прежде чем заняться их дрессировкой, нужно изучить их физические возможности. Даже представители одного вида могут отличаться по возможностям и предпочтениям. Кто-то лучше и с удовольствием прыгает, кому-то «по душе» другие трюки. Хороший дрессировщик, наблюдая за животными, всегда поймет, в каких трюках лучше задействовать того или иного зверя, чтобы и ему нравилось, что он делает, и сам номер был лучше.
Насколько, грубо говоря, рентабельны эти животные?
Гепарды сложны в содержании, а условия их содержания, как, впрочем, и любого животного, напрямую влияют на дрессуру. Гепардам нужно много бегать, двигаться. Живут они у нас в больших вольерах, где спокойно передвигаются. А во время переездов важно, чтобы они были не более трех суток — иначе у гепардов начинают «садиться» лапы.
С точки зрения бизнеса — окупают ли они себя?
Конечно, людям интересно смотреть на гепардов. Это для них что-то новое, эксклюзивное. И часть зрителей приходят из-за них. Это главная «изюминка» наших шоу, если можно так сказать. Наши главные артисты. У любого цирка есть что-то свое, чем они отличаются от других — какой-то трюк, номер. У нас это гепарды. Я не буду говорить, если позволите, сколько они стоят. Недёшево — это правда. А содержание животных — это отдельные ежемесячные расходы.
Какова зарплата сегодня у обычного дрессировщика?
Нет единой зарплаты. Все зависит от множества факторов: от опыта, от организации, где работает человек, от его личных качеств. Можно ведь быть просто дрессировщиком и всю жизнь тихо работать, а можно постоянно учиться, делать что-то новое, организовать свой коллектив… Вариантов масса. Чем больше активности, тем больше доход. Но важно, чтобы двигала человеком любовь к искусству, а не жажда денег. Только тогда будет успех. Животные не должны быть заложниками корысти дрессировщика. Часто весь доход дрессировщика в прямом смысле «съедают» животные. Например, когда в последующий месяц не предвидится работа, у меня обязательно должен быть запас средств на кормление и содержание животных. Это не реквизит, и на склад животных не отправишь. Поэтому спать спокойно дрессировщикам не получается.
Можно ведь быть просто дрессировщиком и всю жизнь тихо работать, а можно постоянно учиться, делать что-то новое, организовать свой коллектив…
Можно ли сказать, что Цирк Дарьи Костюк — это ваш бизнес?
Да, на сегодняшний день «Цирк Дарьи Костюк» — самостоятельный бренд, развивающийся и успешный. Коллективу уже 12 лет. Мы — часть российского цирка, и я работаю не просто на себя, а чтобы сделать наш цирк еще лучше. Ведь если собрать все виды искусства воедино, то получится цирк. Это и большой спорт, и музыка, и театр, и кино, и даже художественное искусство. И здесь есть много вариантов для дополнительного развития. У нас, например, готовится к официальному открытию питомник генетически умных цирковых собак «DK Dogs». Это щенки собак, которые выбирались для работы в цирке, они развиты как физически, так и интеллектуально. Мы следим за генетикой.
Если говорить о цирке с точки зрения бизнеса — насколько он прибылен и окупаем? Каковы основные расходы?
Что касается окупаемости цирка — конечно, кризис играет свою роль. Но если честно, я не рассматриваю цирк как вариант обогащения себя, в первую очередь. Практически все доходы уходят на новые шоу, на костюмы и так далее. Буквально недавно мы представили публике новое шоу «Калейдоскоп фантазий» в Vegas City Hall в Москве. Нужны были новые костюмы, реквизит, дополнительные артисты и персонал… Все это траты. Как и у музыкантов — основная часть дохода идет в работу. Плюс много сложностей организационных и административные вопросы, в которые я бы не хотела сейчас сильно уходить, так как это внутренняя история.
За счет чего формируется доход?
Доход — конечно, это гонорары. Либо ты зависишь от продажи билетов, либо есть сумма гонорара за спектакль. В последние годы мы перешли на второй вариант, так спокойнее. В конце концов, я несу ответственность перед коллективом, которому зарплату плачу я. Поэтому определенных рисков я, как и многие другие, стараемся избегать.
Практически все доходы уходят на новые шоу, на костюмы и так далее.
Что заставляет людей идти в этот бизнес?
Любовь к цирку и ничего более! Любовь к этому искусству, своей профессии. Она тяжела только для тех, кто не должен был быть артистом цирка. Для тех, кто живет этим, работает по 17 часов в сутки, рискует жизнью, все время перевозит с собой кухню, ребенка со всеми зимними и летними одеждами — абсолютно нормальные будни.
И мы работаем для зрителя. Когда слышим аплодисменты — больше ничего и не надо. Это главная оценка, главное поощрение. Но, скажу честно, сейчас трудно удержать молодежь в цирке. Реальность ставит такие условия, что все ищут, где выгоднее, а в цирке не платят много. И прожить в цирковых гостиницах всю жизнь, где условия не лучшие, не каждый готов. Особенно когда появляются семьи. Цирк — это нестабильность. Я для своего коллектива стараюсь делать максимум — гастроли, зарплаты они получают вовремя. А если ты не в коллективе, то это сложно — постоянно искать работу, никогда не знаешь, что будет завтра. Конечно, хотелось бы, чтобы все было по-другому, но пока у нас такая реальность.
У вас есть домашние животные? Какие?
Дома нет, так как меня там практически не бывает. А оставлять животное на 17 часов в день одного я считаю издевательством. Но наша семья не испытывает дефицита в общении с ними — мы с мужем с ними работаем, ребенок постоянно в цирке и с удовольствием общается с собаками, иногда уговаривает взять кого-то из них домой, когда мы в Москве работаем.
Каково будущее у цирка, его перспективы? Несколько десятков лет назад ходить в цирк было привычно так же, как в кино. А сегодня?
Сегодня, слава Богу, люди ходят в цирк так же, как и в кино. Сломлен стереотип, что цирк — только для детей. Цирк — это демократичный вид искусства. Когда я ставлю спектакли, рассчитываю, чтобы это было интересно всем — и взрослым, и детям. С одной стороны, это сильно усложняет работу режиссера, так как удивить ребенка гораздо проще, но с другой — ставит перед нами новые задачи. Сильные и интересные номера, трюки в российском цирке были всегда. Сейчас изменилась подача, появилась возможность показать по-другому. Это касается и костюмов, и света, инсталляций, видео и аудиоряда… Можно любые задумки воплотить в жизнь. Зрителям стало интереснее — это уже не просто набор номеров — а шоу, спектакли с потрясающими эффектами, яркими костюмами и полноценными сюжетами. Поэтому, конечно, людям стало интереснее приходить в цирк, что лично меня очень радует.
Сломлен стереотип, что цирк — только для детей. Цирк — это демократичный вид искусства. Когда я ставлю спектакли, рассчитываю, чтобы это было интересно всем — и взрослым, и детям.
Перспективы, безусловно, есть, и очень хорошие. В цирке сейчас есть определенные проблемы, но я очень надеюсь, они решатся. Сейчас есть все основания для того, чтобы цирк стремительно развивался — хорошие артисты, очень талантливые режиссеры и творческий персонал, технические возможности.
Для чего люди ходят в цирк?
Для положительных эмоций. Цирк должен нести добро, красоту и смех. Кроме того, цирк — это экстрим, страсти. Цирк — самый настоящий и честный вид искусства, искусство «в прямом эфире». Зритель приходит восхищаться, удивляться.
Справочно:
Дарья Костюк — цирковая артистка, единственная в мире дрессировщица, работающая с гепардами. Художественный руководитель, директор коллектива «Цирк Дарьи Костюк»Прима Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, лауреат множества премий, в том числе Государственной премии РФ (2009).
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы