С 13 января 2017 года рейтинговую деятельность в стране смогут осуществлять только те российские агентства, которые получили аккредитацию ЦБ РФ. Переходный период для иностранных РА закончится 13 июля 2017 года. Что сегодня происходит на рынке рейтинговых агентств в России и в мире, рассказал Виктор Четвериков, президент Национального Рейтингового Агентства (НРА).
Виктор Николаевич, расскажите, что для рейтинговых агентств означает аккредитация Центробанка?
Два года назад вышел 222-й ФЗ (О деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ — ред.), который описал рейтинговую деятельность в России: что такое рейтинговые агентства, общие требования к ним и к их основной деятельности. С того момента ЦБ стал разрабатывать требования к агентствам в виде указаний, дополнительных положений и рекомендаций. С января этого года был дан старт подготовке документов для подачи рейтинговыми агентствами в ЦБ России, с целью получения аккредитации. Конечной задачей регулятора является формирование реестра аккредитованных рейтинговых агентств к январю 2017 года.
Для чего это нужно?
Реестр аккредитованных агентств по существу является лицензированием деятельности. То есть, лицензий как таковых у нас нет. Есть набор требований, по которым ЦБ может включать или исключать из реестра рейтинговые агентства. Несколькими годами ранее, в 2010 году, уже существовал реестр аккредитованных рейтинговых агентств, сформированное министерством финансов РФ, на которое тогда были возложены функции регулятора рейтинговой отрасли.
Сейчас этот реестр не действует, так как все регулятивные полномочия перешли к Центральному банку России. Рейтинговые агентства, которые хотят попасть в реестр, должны пройти аккредитацию, подать документы — от внутренних регламентов, уставных документов до методик по присвоению кредитных рейтингов агентств, определения которых которые попадают под федеральный закон. Первым, еще в феврале этого года, необходимые документы подало агентство «АКРА» (21 сентября РА «АКРА» было включено в реестр кредитных рейтинговых агентств ЦБ РФ — ред.), затем — НРА.
Кроме регуляции что еще происходит сегодня на рынке рейтинговых агентств в России и в мире?
Если говорить о международных трендах, то глобально система не сильно меняется. Остается большая тройка — крупнейшие мировые игроки, на которых приходится свыше 90% всех кредитных рейтингов в мире — это S&P, Moody`s и Fitch. Есть крупные глобальные агентства, которые работают в разных странах. Они либо специализируются на отдельных сегментах, как, например, А. М. Best — крупнейшее агентство в мире на страховом рынке. Либо же это агентства, которые недавно вышли на рынок, но активны в плане продвижения. Например, китайское агентство Dagong. Оно огромные средства вкладывает в раскрутку, притом, что к его оценкам пока осторожно относятся инвесторы. Тем не менее, Dagong уже имеет аккредитацию в Европе. Однако в Американской комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) ему пока было отказано.
Остается большая тройка — крупнейшие мировые игроки, на которых приходится свыше 90% всех кредитных рейтингов в мире.
США — ограниченный рынок с жёсткими критериями. Попасть на этот рынок рейтинговых услуг крайне сложно. Там было порядка пяти агентств, после 2008 года их стало 12. Среди них американские и канадские агентства, есть одно японское. И, по сути, это закрытый список, туда пройти сложно. Есть рынок Европы, на котором около 30 агентств — практически в каждой стране есть свое агентство, помимо дочерних агентств большой тройки. И каждое агентство в Европе востребовано? В Европе сейчас рейтинги необязательны к использованию в регулятивных целях. К тому же конкурировать с глобальными игроками сложно. Поэтому агентства больше работают с рыночными инструментами, много присваивают рейтингов муниципальном образованиям, облигационным выпускам, готовят исследования и отраслевую аналитику.
Есть еще азиатский рынок. В Азии — своя рейтинговая ассоциация и регулятор. Там порядка 25 рейтинговых агентств, которые представлены, в основном, игроками рынка Юго-Восточной Азии. И также присутствует большая тройка. Эти игроки больше специализируются на экономическом пространстве арабско-азиатского региона. Помимо классических рейтингов кредитоспособности некоторые из этих агентств присваивают рейтинги по стандартам исламского финансирования.
У рынков этих стран есть потребность таком количестве рейтинговых агентств?
Существующий Базель III со всеми обновленными вариантами не обязывает компании активно использовать рейтинги при оценке рисков. Базель III во многом построен на том, чтобы компании строили собственный риск-менеджмент, сами определяли риски в отношении активов, которые они покупают, в отношении контрагентов. В 2020 году выйдет Базель IV, который опять делает ставку на рейтинговые агентства. Системы риск-менеджмента, которые сегодня действуют в компаниях, не совсем оправдали себя — выявлены ситуации когда заинтересованность бизнеса компаний, зависимость риск-менеджмента от работодателя, определённый конфликт интересов со стратегией продаж компаний сводили на нет усилия по оценке рисков и раннему мониторингу. Эти факторы дали о себе знать.
Через пару лет опять на мировом рынке будет большой интерес к независимым оценкам рейтинговых агентств.
Тенденция такова, что через пару лет опять на мировом рынке будет большой интерес к независимым оценкам рейтинговых агентств. В какой-то степени он не снижается, определенный спрос существует, но, тем не менее, уже сейчас можно сказать, что и в Европе, и на азиатском рынке много локальных агентств, которые даже более востребованы на внутренних рынках, чем глобальные агентства.
А что можно сказать о ситуации в России?
Примерно такая же ситуация происходит и в России. Выход 222-го ФЗ серьёзно отразился на перспективах деятельности международных агентств в России. Впервые международные агентства за время существования в России поставлены перед фактом, что они должны, как и локальные агентства, сделать в этой стране полноценные офисы. Казалось бы, проблемы никакой нет. Но, с другой стороны, все три глобальных агентства S&P, Moody’s и Fitch в России работали как удаленные подразделения своих головных офисов. Решения по присвоению рейтингов российским компаниям принимались в иностранной юрисдикции (хотя это мировая практика), что, по мнению российского регулятора, не позволяет осуществлять регулирование в рамках закона.
Наличие офиса в России, согласно закону, подразумевает то, что здесь должен быть сформирован полноценный штат аналитиков, рейтинговый комитет должен проходить на территории этого офиса, и решения должны приниматься и протоколироваться тоже здесь, а не в другой стране. Только такая деятельность соответствует законодательству, и только тогда ЦБ имеет возможность проверять, насколько объективно принимались решения о присвоении рейтингов. В 2017 году все агентства большой тройки должны будут прекратить присваивать рейтинги по российской шкале. Они смогут присваивать только международные рейтинги российским компаниям.
Как это решение ЦБ повлияло на локальный рынок?
Несколько уравнялись условия игроков этого рынка, внимание сейчас обращено к локальным агентствам. ЦБ решил с нуля создать еще одно локальное агентство, помимо четырех существовавших уже более 15 лет, куда вошли порядка 29 участников — крупных игроков рынка. Получилось перекапитализированное агентство с капиталом более 3 млрд руб. (закон требует не менее 50 млн), которое уже имеет отдельные методики, и приступило к работе по присвоению рейтингов. Речь идет об АКРА, и у него уже есть аккредитация.
Первоочередная задача этого агентства, как мне видится, — заместить международные агентства на локальном рынке, чтобы всем крупнейшим компаниям-эмитентам, в том числе и с государственным участием, у которых после санкций глобальные агентства отозвали рейтинг, присвоить локальные рейтинги и использовать их для целей привлечения или размещения средств государственных институтов. Эти рейтинги планируется использовать для ломбардного списка, и, вероятно, для того, чтобы компании могли на их основе привлекать пенсионные деньги. Методики, которые там приняты, напоминают методики международных агентств, в более консервативном исполнении. Другие агентства после аккредитации будут больше специализироваться на присвоении рейтингов рыночным и частным компаниям, непубличным компаниям и облигационным выпускам.
Для чего компаниям нужны рейтинги, сколько стоит рейтинг и как его правильно понимать, читайте во второй части интервью.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы