Елена Комаренко — галерист, коллекционер, меценат, общественный деятель, арт-менеджер, основатель галереи «73 Улица». В интервью DailyMoneyExpert Елена рассказала, как сегодня развивается современное искусство, может ли музейный бизнес приносить доход, как правильно инвестировать в искусство.
Елена, расскажите, как вы пришли к тому, чем занимаетесь сегодня?
Мой путь к искусству был очень интересным. В моей семье были и юристы, и управленцы, и врачи, и поэтому совершенно естественным было для меня выбрать знакомый уже путь развития. Я окончила Плехановскую Академию, затем — МГИМО и работала совершенно в разных сферах, от науки до адвокатуры и аудита. Жизнь предлагала мне альтернативы в виде работы на телевидении или, скажем, на государственной службе. Когда возникала потребность в новых знаниях, я училась. В МГУ окончила программу «Арт-бизнес». Я всегда была активной и создавала много событий вокруг себя.
Случай привел меня к искусству. Мы подружились с известным режиссером, в доме которого было много работ художников-современников. На меня они произвели огромное впечатление, и я начала интересоваться искусством, знакомиться с художниками и коллекционировать работы. Я собирала все, что нравится, от нонконформистов до неоакадемистов. Первой работой, которую мы купили, была работа Юрия Купера. Это авторская вещь, 1969 года, медитативная, глубокая, на которой изображены три чеснока на французской газете, покрытой акриловой краской.
Вы оказываете помощь в вопросах формирования коллекций современного искусства. Какие нюансы существуют в данной сфере? Кто сегодня формирует коллекции современного искусства?
Начинающему коллекционеру нужно знать, что входной билет в мир искусства может стоить очень дорого, если не заниматься самообразованием и доверять всем подряд, даже уважаемым галеристам и художникам. Критическое восприятие, анализ и хорошие коммуникативные навыки помогут понять, как все устроено в арт-мире и как с минимальными потерями получить то, что вам нужно.
Формировать коллекции помогают и советники по искусству, и галеристы, и искусствоведы, и художники. Я советую доверять тому, для кого продажи предметов искусства — не основной вид деятельности. Говоря доступным языком, если вам не навязывают что-либо, значит, вы встретили правильного человека. Он подскажет, где можно найти интересующую вас работу и приобрести ее по реальной цене. А вот если вас отговаривают от покупки в другом месте, предлагая что-либо из своих запасников, стоит задуматься. Обязательно нужно иметь и четкие представления о предмете своего собирательства.
Как показывает практика, интерес к коллекционированию возникает у разных людей, прикоснувшихся к искусству. Многие начинают просто с декорирования дома. В любом случае, это люди образованные, любознательные, жадные до всего нового, культурные, амбициозные, для которых коллекционирование — увлекательное занятие!
Какие вложения требуются, чтобы сформировать коллекцию? Возможно ли открыть, к примеру, музей под вашим руководством/кураторством? Какова окупаемость этого проекта?
Все зависит от амбиций и возможностей основателя такого музея. Существуют небольшие специализированные музеи, такие как, например, Музей наивного искусства в Москве. В момент основания в 1990-х гг. музей располагал небольшой площадкой в Новогиреево. Такое пространство само по себе не требовало наличия огромной коллекции. По моим оценкам, в коллекции музея не было даже 50 работ. Со временем появились другие площадки, и строительство муниципального музея продолжилось. Чтобы основать подобный тематический музей, достаточно 100 работ, выставочного плана мероприятий на ближайший год и программы развития музея.
Другой пример — амбициозный проект Игоря Маркина, первый в стране частный музей актуального искусства ART4.RU. Музей занимает часть особняка в центре Москвы, экспозиция размещается на площади более 600 кв.м., что само по себе предполагает огромные постоянные издержки, связанные с его содержанием. Более тысячи работ в музейной коллекции — это крупные вложения.
Окупаемость проекта в первом случае может составить от 3 до 5 лет, а во втором ее может не быть вообще. Это приблизительные расчеты, нужно учитывать специфику в каждом конкретном случае. Например, вас приглашают сделать музей в помещении, за которое не нужно платить, — такое тоже бывает. В таком случае вы не инвестируете в площадку, и окупаемость будет быстрой.
Коллекция музея — основа его деятельности. Как правило, основу коллекции частного музея составляют работы из собрания его основателя. Директор музея может не быть искусствоведом, ему нужен общекультурный багаж, а вот финансово грамотным быть обязан. Важно понимать экономику проекта, цели деятельности, план развития. Кто финансирует проект, в каком объеме, есть ли помещение в собственности, на чем зарабатывать и т. д. Множество финансово-организационных вопросов, и что очень важно — научная работа в содружестве с профессионалами арт-рынка — грамотными и независимыми экспертами и искусствоведами.
Ко мне часто обращаются с вопросами и предложениями сотрудничества. Обычно эти вопросы связаны с экономикой коллекционирования, инвестированием в предметы искусства, а также с предложениями открыть галерею или популяризировать художника. Про инвестиции и экономику я давно все знаю, галерея у меня есть, а вот открытие музея — новый этап в моей карьере, еще впереди.
Открываются ли сегодня новые музеи?
Вы удивитесь, но музеи открываются и в наше нестабильное время. В прошлом году открылся частный музей Ар Деко в Москве, в этом году — Новое здание музея «Гараж», Музей Анатолия Зверева (АЗ), временный Политехнический музей на ВДНХ, а в Екатеринбурге недавно открылся музей Ельцина — собрание артефактов девяностых.
Собственная галерея — сегодня скорее роскошь или надежные инвестиции?
Для человека, имеющего экономическое образование и опыт галерейной деятельности, в арт-бизнесе прозрачно все. Я определила для себя идеальную модель: доходы, даже временами небольшие, должны быть обязательно, иначе галерея превращается в блажь. Роскошью галерея является для тех, кто содержит помещение, штат сотрудников, и зачастую вынужден заниматься непрофильной деятельностью, чтобы как-то покрыть постоянные издержки на содержание галереи при отсутствии продаж.
В моем случае галерея «73 улица» представляет собой формат, при котором есть шоу-рум, а выставки мы делаем на разных площадках Москвы, что интересно само по себе и не требует содержания помещения. В условиях нашего времени, когда кто-то из коллекционеров уехал из страны, а кто-то придерживается позиции накопления и наблюдения, можно сказать, что галерея — роскошь.
Мы работаем по двум направлениям: с художниками, имена которых уже хорошо известны, и теми, кому предстоит прославиться. Вторым мы помогаем стать популярными, делаем выставки, издаем каталоги, работаем со СМИ. Главное в нашей деятельности — хорошая идея для выставки или правильное место, в котором можно ее показать. В коллекции галереи представлены работы разных художников, преимущественно известных московских живописцев, таких как Наталья Нестерова, Натта Конышева, Олег Ланг, Константин Батынков, Арон Бух, Александр Лозовой и других, но есть и работы перспективных молодых авторов.
Какие сегодня тренды существуют в развитии современного российского искусства? Насколько этап его развития отличается от мирового искусства в целом?
Российское искусство пытается освоить цифровые технологии, преобразовывая визуальное искусство в искусство для развлечений. Это правильный путь, если мы говорим о его прибыльности. Входные билеты на подобные выставки стоят больше, чем в музеи изобразительного искусства.
В Москве есть Центр современного искусства «Марс», предлагающий посетителям интерактивные инсталляции, работы медиахудожников, на которые каждый посетитель выставки может влиять и чувствовать себя художником.
Artplay и «Манеж» предлагают мультимедийные выставки, которые также привлекают большое количество зрителей. Центр «Гараж» проводит образовательные программы и многое другое.
В остальном есть тенденция к маргинализации искусства. Закрытость от общества, фабрики и заводы, цеха, — искусство как будто прячется и не хочет вступать в диалог со зрителем. Художники не хотят быть понятыми, шифруя свои проекты сложнодоступными для понимания текстами, кураторскими экспликациями и отрицая другие социокультурные ценности.
На Западе уже давно покупателям предлагается тиражное искусство: принты, офорты, предметы обихода, и эти товары пользуются спросом. В России этот формат только пытается войти на рынок, есть единичные попытки, но судить об их успешности пока рано.
Какова сегодня роль современного искусства в российском обществе?
К большому сожалению, сегодня роль современного искусства не очень значима. Мы можем говорить, какой она должна быть. Объединяющей, развивающей, открывающей новые горизонты. Стимулирующей свободное, креативное мышление, образовательной, в конце концов. Учащей толерантности, восприятию иного, альтернативного.
Сейчас на искусство нет запроса ни со стороны государства, ни со стороны общества. Как нет запроса на то, что искусство могло бы дать. Наша страна очень патриархальна, и тенденция к изолированности еще больше консервирует нас в этом состоянии. Люди готовы воспринимать искусство только как развлечение, либо как часть декора дома. «Дырку на стене прикрыть», — говорил герой мультфильма «Простоквашино».
Лишним доказательством тому служит фактическое отсутствие в стране рынка современного искусства, ничтожный оборот аукционных и галерейных продаж по сравнению с другими, развитыми странами.
Хочется надеяться, что пройдет совсем немного времени — ситуация изменится, и мы сможем сказать о существенной роли искусства в обществе. В любом случае, мы прикладываем усилия для того, чтобы исправить эту ситуацию.
Какие планы ставите перед собой в 2016 году?
Очень своевременный вопрос. 2015 год у меня был успешным и насыщенным. Удалось реализовать интересные проекты в сфере искусства, среди которых специальный проект «Паноптикум» VI Московской биеннале, который мы сделали совместно с коллекционером и меценатом Максимом Егоровым и МГТУ имени Баумана. Он вошел в десятку лучших биеннальных проектов. Исходя из этого положительного опыта, мы будем продолжать выставочную деятельность, планы на 2016 год уже есть. Более того, мы создали новую институцию — Фонд восстановления исторических городов, развития туризма и поддержки современного искусства «Метрополь», в деятельности которого принимают участие известные представители искусства, бизнеса, политики.
Цель фонда — наполнение малых городов России новыми идеями, привнесение новых культурных смыслов, ведь без них ни инфраструктура городов, ни внутренний туризм не смогут интенсивно развиваться в реалиях нашего времени, переломного и кризисного, но открывающего новую страницу в истории страны. В этих важных вопросах современное искусство имеет огромный потенциал стать одной из причин, по которой исторические города России станут привлекательными объектами внутреннего туризма. Мы будем реставрировать старое, привносить новое, объединять и то, и другое.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы