Дмитрий Тарасов

Дмитрий Тарасов

5880 11 ноября, 2015 год

Кризис в стране привел к тому, что потребитель начал экономить, в том числе и на продуктах питания. Стоя перед автоматом с кофе, многие задумываются, а стоит ли потратить лишние 50–100 рублей на стаканчик напитка. Как вендинговый бизнес переживает сложные времена, чем модно наполнять торговые автоматы, в интервью DailyMoneyExpert рассказал Дмитрий Тарасов, коммерческий директор компании «Vendagroup».


Дмитрий, как давно вы работаете в сфере вендинга?

В этой отрасли начал работать около пяти лет назад. Пришел сюда из банковской сферы. Учился по специальности «банковское дело». Однако, познакомившись поближе с этой отраслью, понял, что для меня она чрезмерно скучна. В вендинг пришел случайно. После того, как здесь мне рассказали о перспективах развития, понял, что скучать точно не придется. Впоследствии мои ожидания оправдались.

30.1447235179

Какие тренды сейчас наблюдаются на рынке торговых автоматов?

Если говорить о том сегменте, которым я занимаюсь, — продовольственный вендинг — сегодня наметился серьезный тренд к здоровому питанию и продаже скоропортящихся продуктов.

Многие компании уже в тендерах указывают, что автомат должен на 30–40% состоять из продуктов, относящихся к сфере здорового питания. Растет потребность в бананах, моркови, сухофруктах, мюсли, йогуртах. Уже давно состоявшийся факт: если не хочешь потерять точку, и есть желание успешно развиваться, то без сэндвичей и выпечки достигнуть этого будет сложно.

Есть еще один аспект — это качество продукции. Покупатель уже начинает задумываться, стоит ли товар таких денег, которые он за него платит.

Произошло небольшое смещение в потребностях и наших клиентов: если раньше для них была приоритетна стоимость аренды за автомат, то сегодня их больше интересуют цены в автоматах. Некоторые просят фиксировать эти цены минимум на год. Однако, к сожалению, в сегодняшних условиях это невозможно.

Как сегодня обстоят дела с производством для вендинга в России?

На рынке работает несколько производителей российского оборудования. Есть и лидер — компания «Уникум», которая производит кофе и снековое оборудование. Она, к примеру, занимается поставками своего оборудования для одного из крупнейшего вендингового оператора Европы — компании Selecta. Есть и другие поставщики, но мы с ними не работаем. От оборудования компании «Уникум» также вынуждены были отказаться — оно нам не подошло по ряду причин.

Как компания переживает сегодняшний кризис? Какие антикризисные решения применяете на практике?

Если разделить текущий год на два этапа, то первые полгода были в принципе терпимы, хотя начались с огромного количества писем поставщиков о повышении цен на продукцию.

Вторые полгода для нас оказались гораздо тяжелее — мы столкнулись с кризисом потребления. Люди перестали думать об импульсных покупках, сегодня они уже задумываются о том, стоит им потратить деньги на кофе в автомате или нет. Ну, и конечно же, поставщики продолжают повышать цены.

Мы — заложники сложившейся ситуации. Мы не можем и не обладаем той мощью, которая есть у розничных сети. Повышение цен у них может происходить в несколько этапов или даже вообще не происходить, так как за ценами на их полках пристально следят компетентные органы. Мы ведем плотную работу с поставщиками, пытаемся договориться, объяснить. С кем-то получается, с кем-то — нет. Оптимизируем ассортимент, выводим позиции, которые продаются не очень хорошо, вводим какие-то новые. Идет рабочий процесс.

Мы не планируем в кризисный период сокращать штат. Сохранить коллектив — четкая позиция руководства компании. На оборудовании мы также не экономим и делать этого не будем в дальнейшем.

Количество ваших клиентов сократилось или осталось прежним по итогам текущего года?

Количество клиентов нам удалось сохранить. Оттока не наблюдается. Кто-то уходит, но на их месте появляются новые клиенты. Расстаемся по-разному, однако в 99% случаев сегодня это, прежде всего, экономические причины. Но я пока не делаю однозначных выводов — год еще не закончился. Ситуация в любой момент может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Когда можно будет говорить о насыщении рынка торговых автоматов?

Говорить об этом точно еще рано. Думаю, в течение последующих пяти лет этого не произойдет. Для того, чтобы рынок был насыщен, необходимо проделать очень большой объем работ. В России в этом направлении еще поле непаханое.

Можно ли в ближайшей перспективе ожидать так называемого слияния торговых автоматов? К примеру, появятся ли такие терминалы, которые смогут предоставить несколько услуг сразу? Например, клиент может попить кофе, купить сэндвич, зарядить телефон, почитать газету, побриться, почистить обувь и т. д.

Уже сегодня есть такие автоматы, в которых можно сразу купить и кофе, и сэндвич. Если говорить о дальнейшем развитии… Все развивается, конечно, можно будет ожидать. Однако не уверен, что вы хотели бы видеть у себя в офисе коллегу, который ест сэндвич с кофе и пытается еще бриться около автомата. Создать можно все, что угодно, главное, чтобы это могло приносить прибыль.

Как изменится рынок вендинга после кризиса?

Знать бы, для начала, когда кризис закончится. Какие-то изменения станут очевидны, когда мы увидим горизонт. Очень надеюсь, что к тому времени вендинг перестанут считать курицей, которая приносит золотые яйца. Наблюдаю, настолько сильно некоторые операторы разбаловали своих клиентов, что самая главная расходная статья вендинга — аренда — во многих местах стала просто заоблачной. С этим надо бороться, и, предполагаю, кризис остудит пыл многих операторов. И я надеюсь, что в будущем арендодатель будет выбирать поставщика вендинговых услуг не за то, что он дал больше денег за аренду, а за качество услуг, которые он предоставляет.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73663
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19111
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13266
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9851