Любишь кататься, люби и за парковку платить

Любишь кататься, люби и за парковку платить

3527 4 сентября, 2015 год

Кампания по систематическому развитию платных парковок продолжает развитие. В Москве перечень «бесплатных» улиц стремительно сокращается, городские власти Санкт-Петербурга уже переняли эстафету от столичных коллег, запустив первые платные парковки в центре города 3 сентября 2015 года. Насколько оправдана такая политика, и так ли эффективны платные парковки?

Хочешь в центр — плати

Система платных парковок действует в Москве с ноября 2012 г. Приучать столичных автомобилистов к необходимости платить за постой начали постепенно, поначалу ограничив свободную стоянку лишь на нескольких улицах в историческом центре. Но аппетиты московских транспортных властей стали быстро расти, а вместе с ними расширилась и зона платной парковки, и тарифы на эту, если так можно выразиться, «услугу».

Сейчас платить придется за остановку с 8 утра до 8 вечера примерно на 500 улицах Москвы, 75 из которых находятся в пределах Бульварного кольца. Список этот постоянно пополняется. На данный момент в «платную» зону входит практически вся территория внутри Третьего транспортного кольца.

С 3 сентября эта же участь настигла и автомобилистов Северной столицы, хотя зона платной парковки там поначалу относительно не велика — около 2900 мест на 29 улицах в историческом центре города.

Александр Зиновьев, директор по продажам дивизионов «Премиум» и «ЭЛА», ГК «АвтоСпецЦентр» констатирует, что москвичи постепенно смирились с введением платных парковок в столице, трафик в центре города снизился. «Однако очередное повышение тарифов может вновь спровоцировать рост „социального напряжения“. По заявлению правительства, предлагаемые меры призваны снизить загруженность некоторых улиц и позволить москвичам и резидентам эффективнее использовать парковочные места, при этом вероятность роста недовольства автомобилистов нельзя упускать из виду», — отмечает Зиновьев.

Тарифы для народного блага

Тарифы в двух крупнейших городах России заметно отличаются. В Москве эксперимент по внедрению «прогрессивного тарифа» был признан удачным, и теперь принцип, «чем дольше стоишь, тем дороже платишь за час», распространен примерно на 70 улиц. Новые расценки действуют с 10 августа. Первый час — стандартные 80 руб., второй и последующие — 130 руб. Действует такой прайс в дневное время с 8 до 20 часов. Ночью платить придется по фиксированному тарифу 80 руб., который действует на остальных «платных» улицах. Годовые абонементы с августа тоже подорожали, причем весьма существенно. Если раньше цена на месяц была 16 тыс. руб., а на год — 160 тыс., то сейчас 25 тыс. и 250 тыс. руб., соответственно.

В Санкт-Петербурге за основу тоже взяли плату в рабочее время, но тарифы установили ниже. Для легкового автомобиля — 60 руб. в час, для грузовика — 120 руб., для мотоцикла — 30 руб. А вот штрафы за несанкционированную парковку в Питере наоборот выше — 3 тыс. руб. против 2,5 тыс. в Москве. Хотя столицу давно уже захватили эвакуаторы, чьи услуги в зависимости от габаритов авто могут варьироваться от 3 до 7 тыс. руб.

Такую политику городские власти объясняют исключительно заботой о народном благе. Чиновники в один голос уверяют, что постоянное повышение цен за парковку (а в Москве нет-нет да и начинают пугать автовладельцев тарифом в 200 руб./час или введением платы за постой во дворах жилых домов) призвано очистить центр столицы от длительных стоянок. Якобы люди, приехавшие на работу в офисы и занявшие парковочные места на весь день, сильно мешают туристам и прочим гражданам, заскочившим в центр города на пару часов просто прогуляться, осмотреть достопримечательности или пообедать в ресторане. На вот эти самые 5200 парковочных мест в пределах Бульварного кольца и приходится больше половины «трудовых» поездок. Задирая тарифы власти, с одной стороны, делают поездки на работу на личном автомобиле убыточными для автовладельца, и с другой стороны, принуждают в целях экономии пересесть на общественный транспорт.

По оценке Александра Казакова, генерального директора ООО «ВК Регионконсалт», система платных парковок доказала свою эффективность много лет назад. «Международный опыт является тому подтверждением. С ростом уровня автомобилизации в США, европейских странах, чуть позже и в России стало очевидно, что обеспечить спрос на парковки становится невозможно, поэтому его начали регулировать. Причем чем жестче регулирование, тем выше эффективность. Эффективность измеряется прежде всего временем в пути, необходимым для достижения пункта назначения. Немаловажным вопросом является и экологическая составляющая — в развитых странах введение платных парковок обусловлено именно стремлением к снижению вредных выбросов».

Плата за разметку

И вот тут справедливо встает вопрос об эффективности проводимой парковочной политики. С точки зрения сбора денег система эффективна. Паркоматы расставлены на каждом шагу, специальные приложения для смартфонов позволяют управлять временем парковки дистанционно. Но на этом весь сервис и заканчивается.

У автовладельцев справедливо возникает вопрос, а за что их заставляют платить? Ведь кроме нарисованной белой краской разметки на дорожном покрытии эти импровизированные машиноместа не оборудованы ничем. Это не крытый паркинг с шлагбаумом и охраной, тут никто не защищает машину от угона или от элементарного ДТП с участием неумелого водителя и т. д.

Александр Казаков объясняет: «постоять на улице — значит занять определенное (около 20 кв.м.) место общего пользования, за которое по сути заплатили все налогоплательщики и которое предназначено для более интенсивного использования».

А как у них?

Во многих странах, давно вставших на путь искоренения стоянок вдоль обочин, этот вопрос решен несколько иначе. К примеру, в США в Вашингтоне в центре города располагаются подземные парковки гаражного типа. Час стоянки там стоит $8–10 в час, но предусмотрена система скидок и абонементы. В Нью-Йорке подземная парковка может стоит от $15 до $35 в час. В сумму включены все дополнительные услуги вроде охраны и крыши над головой. Если такая цена слишком велика, то можно оставить машину и у обочины: цена примерно 50 центов за 15 минут. Тут в ход идет мобильное приложение, привязанное к правам и банковской карте, которое само определит парковочную зону и спишет соответствующую сумму. Но в целом система основана на доверии.

В Сеуле парковки почти везде подземные. Час — в среднем $4–6. Крытый паркинг в Буэнос-Айресе стоит примерно $2,5 в час, на улице — 40 центов, но можно безболезненно «опоздать» минут на десять.

В Брюсселе вся парковка платная за исключением небольшого числа малолюдных улочек, где можно остановиться «за так» на пару часов. Но при этом практически все места для машин спрятаны под землю, где расположены многоярусные гигантские парковки. Стоит это 1 евро в час, работает оплата по смс. Штраф для нарушителей — 25–35 евро. Жители Хельсинки имеют возможность купить право на неограниченную стоянку за 10 евро в месяц. В Мадриде предусмотрен бесплатный парковочный период на время сиесты с 14–00 до 16–00, в остальное время плата взимается в зависимости от зоны и варьируется от 90 центов до 1,3 евро в час. В Риме услуга в среднем стоит 1 евро за час или 4 евро за 8 часов.

Во многих странах существует и понятие «резидентского соглашения». Например, в столице Австрии Вене с Первого по Девятый районы (аналог территории внутри ТТК в Москве) нерезиденты не могут парковаться более чем на полтора-два часа даже за деньги. Резиденты должны оформить разрешение и получить специальную наклейку. За год цена составляет 120 евро, плюс такса за саму процедуру оформления еще 40 евро. В Нидерландах «резидентское разрешение» стоит 150 евро в год.

Дмитрий Рязанов, представитель сервиса ParkingTraffic, считает, что подземные паркинги не строятся, и опыт не перенимается по той простой причине, что за последние 2 года правительству Москвы удалось наконец существенно разгрузить трафик в центральной части города. «Строя новые развязки, магистрали и паркинги в центре, мы рискуем снова оказаться в ситуации с 9–10 балльными пробками на дорогах, парализующими транспортные артерии столицы.
Кроме того, стоимость строительства паркинга в центре высока (100–200 тыс. руб. за кв.м), а если учитывать стоимость земли и необходимость вести подземные работы под историческими домами, цена становится немыслимой, а мероприятие по строительству нерентабельным».

За чистый город

Очевидно, что Россия пытается идти своим путем, ориентируясь в основном, на опыт крошечного Сингапура и пытаясь по максимуму вытеснить машины с городских улиц. Тогда как на Западе за основу взято создание альтернативы парковке вдоль обочин. Это гораздо более компромиссный вариант борьбы с перегруженностью улиц, при котором и поступления в городской бюджет идут регулярно, и автовладельцы не чувствуют себя ущемленными в правах, и пешеходы не чувствуют особых неудобств.

Дмитрий Рязанов объясняет, что оценивать эффективность системы платных парковок в Москве можно по-разному. «С точки зрения источника дополнительных денежных поступлений за счет платных машиномест и штрафов за эвакуацию парковки Москвы — перспективное предприятие: в 2014 году они „заработали“ более 1 млрд руб. С точки зрения дорожного хозяйства и борьбы с пробками в центре города — также есть польза, выраженная в увеличенной пропускной способности улиц. Для простых автомобилистов введение платной зоны стало лишь дополнительной головной болью. Во-первых, платные парковки ввели своеобразный „ценз“ на доход автомобилиста. Далеко не каждый готов платить 10 — 20 тыс. руб. в месяц за возможность припарковаться в центре. Во-вторых, при ежедневном потоке в 200 000 машин, парковки Москвы размещают на своих местах всего лишь 45 000. Иными словами, три из четырех автомобилистов вынуждены тратить время и нервы на поиск свободного легального места».

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71909
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18877
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13063
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762