Большие надежды: чего ожидать от бюджета на 2017—2019 гг.

Большие надежды: чего ожидать от бюджета на 2017—2019 гг.

3915 24 октября, 2016 год

До 28 октября в Госдуме обсудят проект федерального бюджета с 2017 по 2019 г.г. Как этот документ отразится на жизни россиян и почему в ближайшие три года не стоит забывать о фразе «денег нет, но вы держитесь», разбирались с экспертами.

Под грифом «секретно»

Судя по содержанию бюджета, правительство решило экономить на всем: расходы урезаны по-максимуму. В то же время не может не привлекать внимание большое количество запланированных трат, которые включены в статью «секретно». Так, в 2017 году секретные статьи расходов планируется увеличить сразу на 800 млрд руб. — максимум за всю постсоветскую историю.

По словам Александра Егорова, ведущего аналитика ГК «TeleTrade», сам факт наличия секретных расходов не является чем-то сверхъестественным: «Государство имеет право засекречивать часть расходов бюджета — это было всегда и всегда будет в интересах национальной безопасности. Это, кстати, никак не мешает воровать и эту часть бюджетных средств».


С этой точкой зрения соглашается и Сергей Хестанов, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС. Он отмечает, что подобные секретные статьи расходов существуют во многих государствах. Однако основная проблема российских секретов в том, что траты на них слишком велики. «Если количество секретных статей не превышает 2–3% от расходной части бюджета, то большого негатива они не вызывают, — рассуждает Сергей Хестанов. — У нас же совокупность секретных статей бюджета достаточно велика и, как правило, в них скрывается финансирование расходов на оборону и безопасность. Поэтому вопрос не в наличии секретных статей, а в их количестве».

Делиться нечем

Однако вопрос о секретности — не единственный, который вызывает проект бюджета. Так, нельзя не обратить внимания на неиссякаемый оптимизм его авторов. В соответствии с документом, дефицит бюджета в 2017 году составит 3,2% ВВП, в 2018-м — 2,2%, в 2019-м — 1,2%. Утвержденный в правительстве бюджет сможет исполняться при определенных условиях: инфляция не превысит 4%, а стоимость нефти — $40 за баррель.

Если в ближайшие три года стоимость нефти снова будет падать, как это было в начале 2016-го, исполнение бюджета станет невозможно.

Другими словами, если в ближайшие три года стоимость нефти снова будет падать, как это было в начале 2016-го, исполнение бюджета станет невозможно, что приведет к еще более печальным последствиям в экономике, чем мы наблюдаем сейчас. Кроме того, учитывая то, что бюджет все еще опирается на стоимость нефти, очевидно, что правительству так и не удалось найти эффективных инвестиционных решений укрепить национальную валюту. Напомним, в апреле министр финансов Антон Силуанов отмечал, что «сегодняшний рост национальной валюты — ценовой, сырьевой, и в нынешних условиях он не нужен. У этого роста плохое качество. России сегодня нужен инвестиционный рост». А это значит, что о стабильности в экономике пока остается мечтать.

По мнению аналитиков, подход к формированию бюджета можно назвать реалистичным, однако он исходит из сегодняшней ситуации.

«Бюджет — это закон, который должен максимально четко исполняться, — комментирует Александр Егоров. — Подход к формированию бюджета можно назвать достаточно реалистичным, учитывая сложившихся ситуации на рынке энергоносителей и ряд других факторов».


Исходя из трехлетнего бюджета, россиянам необходимо принять тот факт, что рассчитывать в ближайшем будущем необходимо на свои силы и финансовые возможности. Вероятно, гражданам придется изо всех сил помогать государству. Если пенсионерам пока еще можно надеяться на индексацию пенсий в следующем году, то, например, увеличения материнского капитала ждать уже не стоит. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2017 году повысят единожды и только на 4%. Даже безработных россиян, видимо, привлекут к уплате налогов в размере 20 тыс. руб. в год. В очередной раз произойдет повышение стоимости услуг ЖКХ — на 4%. Вырастут и налоги для бизнеса. В минувшую пятницу в правительстве обсуждали повышение фискальной нагрузки на предпринимателей после 2018 года. Рост страховых взносов на медицину будет обеспечен за счет повышения общего тарифа страховых взносов — с действующих на сегодня 30% до 30,8% с 2019 года.

Вероятно, гражданам придется изо всех сил помогать государству.

Россиянам придется сокращать свои расходы. Эксперты логично прогнозируют ухудшение ситуации на рынке труда. «Будет гораздо сложнее найти работу, а тем, кто её уже имеет, — удержать свое рабочее место. Эта тенденция продлится достаточно долго», — предупреждает Сергей Хестанов.

Кадровая осень: что будет с рынком труда в предстоящем сезоне

Замороживают не только социальные выплаты, но и приоритетные госпрограммы правительства, направленные на развитие. Так, почти на 50% по сравнению с 2016 годом в новом году будет сокращена программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока». На 25% сократится финансирование программы «Развитие здравоохранения», на 29,4% — «Содействие занятости населения», на 22,8% — «Экономическое развитие и инновационная экономика». В то же время более чем на 20% вырастут расходы по программам «Развитие физической культуры и спорта» и «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

«Дело в том, — поясняет Сергей Хестанов, — что доходы федерального бюджета объективно не позволяют профинансировать все программы, которые были заложены в бюджет ранее. Поэтому, так или иначе, сокращать некоторые программы в финансировании придется».


Однако основное, на что необходимо обратить внимание в новом бюджете — неверно, по мнению экспертов, расставленные приоритеты. Так, в 2017 году расходы на национальную оборону составят 948,6 млрд руб., а на здравоохранение почти вдвое меньше — 362,9 млрд руб. «По мнению многих экспертов, эти приоритеты являются ошибочными, поскольку эти расходы финансируются за счет сокращения расходов финансирования здравоохранения и образования. Если такая тенденция продлится достаточно долго, то неизбежно ситуация в стране негативно скажется на дальнейшем её развитии», — уверен Сергей Хестанов.

Стоит обратить внимание и на то, что расходы федерального бюджета превышают доходы. Так, прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2017 год составляет 13, 44 трлн руб. Общий объем расходов федерального бюджета в сумме составит 16,18 трлн руб. В 2018 году доходы составят 13,99 трлн руб., расходы — 15,98 трлн руб. В 2019-м доходы прогнозируются на уровне 14,82 трлн руб., расходы — 15,96 трлн руб. Дефицит бюджета в 2017 году составит 2,74 трлн руб., в 2018-м — 1,99 трлн руб., в 2019-м — 1,14 трлн руб.

Стоит обратить внимание и на то, что расходы федерального бюджета превышают доходы.

В 2017 году Минфин потратит 1,15 трлн руб. из Резервного фонда и 659,6 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование дефицита бюджета. По данным Минфина, на 1 октября текущего года объем резервного фонда России составляет 2 037 млрд руб., объем средств ФВНБ — 4 617 млрд руб. Таким образом, в 2017 году запланированные ведомством расходы практически опустошат резервный фонд. В случае если цены на нефть останутся высокими на протяжении длительного времени, Минфину удастся пополнять Резервный фонд. Напомним, в ведомстве планировали изымать все дополнительные доходы от высоких цен на нефть (от $50 за баррель) в Резервный фонд. Однако в случае снижения цен на нефть экономия усугубится.

Как потопаешь — так и полопаешь

«Скорее всего, в ближайшую бюджетную трехлетку полностью выполнить план по доходам не удастся, поэтому в любом случае бюджет будет интенсивно скорректирован», — рассуждает Сергей Хестанов.

Достаточно вспомнить корректировку бюджета на 2016 год, который утвердила в первом чтении Госдума на минувшей неделе. Поправки ухудшили прогноз по дефициту бюджета до 3,7% ВВП, повысили рост объема ВВП с 78,673 трлн руб. до 82,815 трлн руб., увеличили дефицит бюджета на 670 млрд руб. Планируемые расходы выросли более чем на 300 млрд руб. — до 16,4 трлн руб., доходы снизились на 370 млрд руб. — до 13,3 трлн руб.

В правительстве понимают — предложенная Минфином жизнь до 2019 года малопривлекательна.

Однако в правительстве понимают — предложенная Минфином жизнь до 2019 года малопривлекательна. В текущих условиях стагнация может засосать как болото, поэтому необходимо действовать. В середине октября глава правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития до 1 декабря текущего года представить план работы на 2017 год. Медведев признал, что экономическая ситуация в России по-прежнему «остается непростой».

«Реальные доходы людей уменьшились, люди стали меньше тратить, и это не лучшим образом сказывается на экономических показателях, включая показатель розничной торговли. Есть сложности и у бизнеса, предприниматели меньше инвестируют и в основной капитал, и по отдельным отраслям, включая, например, строительство. Необходимо проанализировать, что следует сделать для изменения этих негативных тенденций (насколько мы способны на это влиять), закрепить позитивные тенденции и развивать их», — заявил премьер-министр.

«Нужно понимать, что Минэкономразвития — это организация, которая всегда выступает с позиции профессионального оптимиста, — комментирует Сергей Хестанов. — Вне зависимости от реальности, Минэкономразвития ждёт лучшего. Минфин выступает с позиции профессионального пессимиста, ожидая всегда худшее развитие событий. Как правило, удается найти разумный компромисс между оценками этих совершенно разных министерств. Я думаю, что в ближайшее время нас ждет умеренный спад, который возможно к 2018—2019 гг. может перейти в стагнацию или даже в небольшой рост, который, даже если произойдет, то будет не сильно отличаться от статистической погрешности».


Остается надеяться, что нежизнеспособный бюджет все же будет спасен благодаря или мощнейшей программе экономического развития, или неснижаемой цене на нефть. Поживем — увидим.

[simlink]Будет ли рост экономики в 2017 году?Возможен ли дефолт в России?
Могут ли ограничить доходы населения[/simlink]

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70469
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18746
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12972
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9708