Красивые цифры, которые преподносят госорганы, мало соответствуют тому, что мы видим в магазинах. Согласно прогнозам федеральных ведомств, в этом году ожидается минимальная инфляция за всю постсоветскую историю — менее 6%. Между тем, рост на некоторые товары давно превысил 50%. Почему статистические цифры расходятся с реальными, выясняли с экспертами.
Статистика — лишь индикатор
После девальвационного шока первой половины 2015 года, инфляция начала уверенными темпами снижаться. По крайне мере статистически. По данным на июнь, годовая инфляция снизилась до 7,5%, до конца года, по прогнозам официальных ведомств (ЦБ, Минэкономразвития и Минфина), рост цен составит менее 6%, и это будет минимальным значением за всю постсоветскую историю.
Статистический показатель важен, поскольку отражает индикативное изменение условий в макроэкономике, и показывает инфляционные ожидания населения. Именно ожидания и создают в итоге эту самую инфляцию, и являются опережающим индикаторам.
Оказывая влияние на ожидания, можно в итоге управлять и конечной инфляцией, но опять же только статистической. В реальности же все сложнее.
Законы рынка в России пока не созрели
Главный фактор, почему в России не снижается инфляция даже при таком повальном сокращении потребления — те самые структурные проблемы в экономике. В первую очередь, это касается монополизации большинства сегментов потребительского рынка, начиная с ЖКХ и заканчивая топливным рынком. В результате этого цены на многие товары формируются, исходя не из рыночного спроса и предложения, а из ручного регулирования. Например, с помощью тарифов, ценовых соглашений, картельных сговоров и т. д.
Пока еще сохраняется некоторая импортозависимость экономики. Доля импортной продукции в российских магазинах по-прежнему достигает 15%, из-за чего ослабление рубля на каждые 10% прибавляет к общей инфляции до 0,3 п.п. Это нивелирует возможное сокращение потребительского спроса и способствует росту цен, поскольку монополиям нужен постоянный рост денежных потоков, и если не через рост физического выпуска продукции, то через рост цены.
Методы подсчета
Статистически инфляция считается с помощью «потребительской корзины» — стандартного набора товаров и услуг, потребляемых в среднем по стране. Рост стоимости этой корзины — это и есть инфляция. В корзину входят непродовольственные, продовольственные товары, а также услуги. Однако необходимо понимать, что такой метод позволяет определить лишь среднюю инфляцию для всех слоев населения.
«Измерение инфляции завязано на использование статистических моделей. Можно взяться пересчитывать официальные показатели, составив собственную модель, и сделав целый ряд выборок для каждого региона страны: по существующим в этих регионах товарам и услугам; по предлагаемым наименованиям товаров и услуг; по учреждениям, реализующим данные товары или оказывающим данные услуги и так далее. Для построения модели необходимо знать особенности потребления того или иного товара или услуги в каждом регионе: например, объем потребления данного товара в регионе, необходимо знать уровень доходов населения. Чтобы получать каждое требуемое для модели значение, опять же необходимо использовать статистические методы: анализировать операционные результаты и отчетности поставщиков товаров (услуг), проводить опросы населения и так далее», — отмечает Елизар Бубнов.
С учетом того, что в России децильный коэффициент (разница между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения) достигает 18, то и расхождения в доходах и потребительской корзине для различных групп и слоев населения очень серьезные. Потому один лишь расчет среднего роста цен не может дать точного представления об изменении стоимости жизни для большей части потребителей.
Безусловно, далеко не все так однозначно, поскольку Росстат считает все показатели в соответствии с методологией, применяемой в большинстве стран мира в качестве стандартной модели расчета.
Кто прав и кому верить?
У потребителя возникает вопрос: кому же тогда верить и какие показатели в итоге использовать как базовые? Все зависит от цели использования. Экономистам, которые делают макроэкономические модели, необходимо принимать признанную большинством экспертов и стран мира методологию статистической инфляции, поскольку на ее основе строятся экономические исследования и модели.
«Реальная инфляция может быть оценена самостоятельно для бюджета конкретного домохозяйства, если используется один и тот же набор продуктов, товаров и услуг в разные периоды», — уточняет Александр Егоров, ведущий аналитик ГК ТелеТрейд.
Главным условием для нормального ценообразования на внутреннем потребительском рынке является конкуренция. Без нормальной рыночной конкуренции инфляция не может быть стабильно-низкой, инфляционные риски и ожидания всегда будут завышенными, а потому и определенности как в социальной сфере, так и во всей экономике в целом, никакой ожидать не стоит.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы