В условия кризиса Министерство экономического развития подготовило план, который кроме поддержки экономики включает некоторые структурные реформы. Несмотря на то, что в целом правительство согласовало основные положения этой программы, между Минэкономразвития и Минфином по-прежнему остаются разногласия по поводу сроков и стоимости ее реализации. Планируемый объем финансирования — 880 млрд. рублей, что более чем в 3 раза больше изначально планируемого.
На что потратить
Этот план поддержки экономики и преодоления кризиса отличается от предыдущих сразу несколькими параметрами. Во-первых, это не какой-то отдельно взятый документ, а целый комплекс мер, включая реформы в тех сферах, которые напрямую экономики не касаются: административное регулирование бизнеса, правоохранительная система и т. д. Во-вторых, если раньше власти вливали деньги в экономику, чтобы оживить инвестиционный и потребительский спрос, то теперь от этой практики решено отказаться, по простой причине — нет денег.
Непосредственно антикризисная часть плана (официально называется — расходы на неотложные нужды) составит 250 млрд руб., и более половины этой суммы (130 млрд руб.) предназначено для поддержки автопрома, в первую очередь, АвтоВАЗа, который закончил 2015 год с чистым убытком почти 80 млрд руб. На сей раз поддержка будет выделяться не с целью обеспечить финансовое оздоровление отрасли, а только с условием роста экспорта на внешние рынки.
Наконец, в-третьих, — этот план фактически не будет никак оформлен, поскольку представляет из себя набор мер, которые власти постепенно и планомерно претворят в жизнь.
Так, на субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам Внешэкономбанку выделят 13 млрд руб., Росэкимбанку — более 8 млрд руб., а Российскому экспортному центру — 3 млрд. Также поддержку получит сельское хозяйство (порядка 40 млрд руб.), малый бизнес (28 млрд руб.), ипотечный рынок (через дальнейшее субсидирование ставок по ипотеке на первичное жилье — на 16 млрд руб.) и еще10 млрд пойдет на создание региональных лизинговых компаний (для покупки машиностроительной продукции).
Однако больше всего денег должно достаться регионам, которые сейчас кое-как сводят концы с концами. Так, в общей сложности на это направление программы будет выделено до 340 млрд руб. Тем самым, профинансируют дефициты региональных бюджетов и обеспечат стабильное выполнение социальных программ.
Кстати о социальных программах: на индексацию пенсий предусмотрены дополнительные 70 млрд руб. Тем самым, планируется полностью нивелировать негативное влияние инфляции в 2014—2015 гг. на доходы пенсионеров.
Главным отличием нынешней программы от всех прочих станет акцент на реформы, которые призваны сгладить структурные перекосы в экономике.
Денег на всех не хватит
Однако далеко не все ведомства готовы поддержать предложенный план. Так, Минфин накануне заявил, что не согласен с 37 пунктами статей расходов — в общей сложности на 210 млрд руб. Нет единого мнения и о том, какие реформы первоочередные. На все 880 млрд в данный момент источников для финансирования нет.
Более того — даже непосредственно антикризисные 250 млрд руб. далеко не просто обеспечить (из-за чего Минфин и вступает в постоянную полемику с Минэкономразвития).
Прежнего обилия финансовых ресурсов нет и, скорее всего, уже не будет. Ведомства вынуждены выискивать наиболее эффективные способы траты бюджетных средств. Даже в кризис 2009 года такого скрупулезного учета расходов не отмечалось — тогда для поддержки экономики выделили более 6 трлн руб., что составляло около 20% ВВП. Сейчас хотят выделить менее 1% ВВП для стимулирования экономического роста, при этом расходы эти строго учитываются. Более того — есть надежда, что теперь власти всерьез возьмутся за коррупцию, которая сильно снижает эффективность бюджетных расходов.
Последние годы коррупционный налог нивелировал любой позитивный эффект от бюджетных вливаний в экономику — будь то через банковский сектор или прямые инвестиции. Сейчас, когда резервы у государства на исходе, а в бюджете дефицит превышает 3% ВВП, и фактически отрезан путь его финансирования через внутренние или внешние займы, правительство вынуждено заострить внимание именно на эффективности расходования средств.
Денег на реализацию всех инициатив в бюджете не предусмотрено. Из всех предложенных мер лишь те самые 250 млрд руб. были ранее заложены в расходы федерального бюджета в качестве непосредственно антикризисных мер. Остальное же власти планируют найти путем приватизации, рублевых и внешних займов, а также вложений частных инвесторов — в т. ч. и иностранных.
Эффективность под вопросом
Далеко не все ясно и с эффективностью предложенных мер. «Меры, предложенные в плане, антикризисными назвать сложно. Они год от года принимались и в обычных планах: то же субсидирование всего и вся, докапитализация госкомпаний, поддержка сельского хозяйства, промышленности и, как водится МСП (малый и средний бизнес). А на поверку это всегда оказывалось „неэффективностью госрасходов“ (именно тут возникают гигантские масштабы административной и коррупционной ренты)», — говорит Владимир Буев.
В 2010—2011 гг. власти активно дискутировали на тему поддержки малого бизнеса, улучшения инвестиционного климата и борьбы с коррупцией. Однако с тех пор доля МСП в экономике сократилась с невысоких 21% до нынешних 17%, прямые иностранные инвестиции рухнули почти в 5 раз, а коррупция только усугубилась.
Поэтому никаких гарантий, что нынешний план действительно начнут реализовывать, нет. Например, в 2014—2015 гг. на антикризисные мероприятия власти выделяли до 3 трлн руб., что составляло почти 5% ВВП. Однако в результате неосвоенными оказались почти 1 трлн руб. бюджетных ассигнований, а из тех, что были освоены, — более 0,5 трлн руб. оказались неэффективными (по официальным подсчетам Счетной Палаты).
Что делать
Очевидно, что без проведения серьезных реформ никакие денежные вливания не помогут становлению фундаментально устойчивого роста в экономике. Причем, эти реформы должны касаться всех ключевых сфер как экономики, так и государственной власти.
«Экономика требует масштабного снижения в ней роли государства:
1. Как собственника (приватизация всевозможных госкорпораций, уход из госкомпаний-ОАО). Это часть той самой структурной реформы в экономике, о необходимости проведения которой талдычат уже не меньше 20 лет. Это и часть „антикоррупционной реформы“.
2. Снижения масштаба правоустановления (снятие нормативно-правовых ограничений на проявление частной инициативы, прежде всего в сфере МСП).
3. Снижения масштаба контрольно-надзорного правоприменения (сокращение или ликвидация множества контрольных служб).
4. Сокращения госаппарата, который сегодня по сути работает сам на себя и на отчетность по начальственной вертикали.
5. Снижение налогового бремени на бизнес (плюс сокращение социальных платежей)», — считает Владимир Буев.
Есть ли силы
Несмотря на сложное состояние в экономике и текущую негативную конъюнктуру роста ВВП, у правительства еще остались существенные резервы. Рейтинг доверия президенту по-прежнему остается высоким, а авторитет силовых структур увеличился за последние годы (по крайней мере среди государственных структур). Это дает властям почву для начала работы по реформированию экономики.
Так, власти решились на снижение доли государства в экономике, расширив приватизационную программу, хотя раньше и президент, и правительство говорили о важной роли, которую государство играет и должно играть в экономике. Очевидно, что поводом для такой смены государственной политики стали те побочные эффекты, которые она вызвала — рост коррупционного налога в экономике, низкая эффективность инвестиции, вымирание частных инвестиций и снижение производительности труда. Пока ситуация развивается по наклонной вниз — частный сектор выжимают из экономики, происходит монополизация ключевых отраслей в экономике, а малый бизнес душат налогами и всевозможными проверками. «На микроуровне важно обеспечить добросовестную конкуренцию — за счет эффективности бизнеса, а не его откатоспособности», — говорит Николай Смирнов.
Пока гипотетическая эффективность новой антикризисной программы вызывает много споров. Без координации действий Минэкономразвития, Минфина и ЦБ достичь значимого результата не удастся. Если каждое ведомство продолжит преследовать свои цели в экономической политике (будь то стимулирование экономического роста, обеспечение бюджетной стабильности или таргетирование инфляции), то ни о каком позитивном эффекте для экономики говорить не придется. Ключевым фактором успеха этой инициативы должна стать политическая воля всех министерств и ведомств, отвечающих за экономику, чтобы преодолеть разногласия и выработать единую четкую стратегическую задачу.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы