Суверенные фонды в России: помогут ли в кризис?

Суверенные фонды в России: помогут ли в кризис?

4557 18 января, 2016 год

В последние годы правительство активно рекламировало свои достижения в вопросах сохранения накопленных нефтяных резервов. Ключевым способом сохранения этих средств власти видели в создании суверенных фондов — Фонда Национального Благосостоянии и Резервного Фонда. Однако сейчас эти фонды истощаются, при этом видимого эффекта для экономики и благосостояния граждан не приносят. Для чего же нужны суверенные фонды, и поможет ли эта «подушка безопасности» в кризис?


Фонды бывают разные

Суверенный фонд — государственный инвестиционный фонд, в структуре которого может находиться широкий круг финансовых инструментов (акции отечественных и иностранных эмитентов, облигации, прямые инвестиции, даже фьючерсные и опционные контракты на сырьевые товары).

Классическим примером является один из суверенных фондов ОАЭ — Mubadala, чьи активы достигают $70 млрд и рассредоточены по сотням различных инструментов (от государственных облигаций надежных стран до экзотических опционных контрактов).

Однако в случае с российскими фондами такая диверсификация неприемлема, поскольку инвестировать их разрешено только в надежные активы — чаще всего это либо банковские депозиты первоклассных банков, либо государственные облигации наиболее рейтинговых стран (Германии, США, Нидерландов и др.).

По словам генерального директора eTopo в России и странах СНГ Павла Саласа, по закону данные фонды, могут быть инвестированы лишь в надежные активы — такие как государственные облигации стран с высоким кредитным рейтингом.

Зачем нужны резервы

Изначально вместо ФНБ и Резервного фонда в России был единый стабилизационный фонд. В 2008 году единая структура была разделена на две части.

Основная задача фондов, пополняемых за счет налоговых поступлений, — обслуживание бюджетной сферы, т. е. обеспечение бюджетной стабильности и финансирование возможных дефицитов. В условиях обвала нефтяных котировок необходимость использования средств фондов выглядит более чем актуальным.

Павел Салас отмечает, «суверенные фонды в России необходимы, чтобы была какая-то подушка безопасности, особенно в условиях крайней нестабильности на рынке нефти. Необходимо снижать риски, а для этого надо накапливать резервы для преодоления кризисных ситуаций, как сейчас».

Антон Краско, эксперт-аналитик MFX Broker, ведущий аналитик MFX Capital, подтверждает: «Стабилизационные и прочие фонды России нужны для преодоления кризисных ситуаций вроде нынешних. В особенности это важно для бюджетной сферы, поскольку федеральный бюджет по-прежнему сильно зависит от нефтегазовых доходов, которые достигают 45% от общих доходов казны, и, соответственно, от мировых цен на нефть. По идее резервный фонд должен использоваться на покрытие возможного дефицита бюджета, ФНБ должен идти только на покупку надежных активов — например, казначейских облигаций США».

Главное предназначение резервов — сглаживание рисков, а не инвестиции, потому и не направляются эти ресурсы на поддержку ВВП и стимулирование экономики.

Хватит или не хватит

По сообщению Минфина РФ, совокупный объем резервного фонда на 1 января 2016 года составил 3 трлн 640,57 млрд руб. ($49,95 млрд), Фонда национального благосостояния (ФНБ) — 5 трлн 227,18 млрд руб. ($71,72 млрд). Резервный фонд на 1 декабря 2015 года был равен 3 трлн 931,08 млрд руб. ($59,35 млрд), ФНБ — 4 трлн 784,05 млрд руб. ($72,22 млрд). Таким образом, резервный фонд в декабре уменьшился на 290,5 млрд руб., объем ФНБ увеличился на 443,1 млрд руб. Совокупный объем резервного фонда на 1 января 2015 г. составлял 4,946 трлн руб., объем ФНБ — 4,388 трлн руб.

Очевидно, что резервы фондов истощаются, а при сохранении текущего дефицита бюджета, накопленных средств, если нефть не упадет еще ниже, и рубль не девальвируется еще сильнее, хватит в лучшем случае до конца 2018 года.

По словам министра финансов Антона Силуанова, если власти РФ откажутся от мер бюджетной оптимизации, то средства резервного фонда и ФНБ могут исчерпаться в 2016 году.

«За текущий год можем „проесть“ резервы, если не будем принимать других мер. Резервный фонд и та часть Фонда национального благосостояния, которая не инвестируется в инфраструктурные проекты, да», — сказал глава Минфина.

В этих условиях правительство вынуждено весьма осторожно расходовать накопленные средства. Однако столь низкие темпы реформирования экономики формируют крайне негативные ожидания по дальнейшим перспективам российской экономики. В частности, по-прежнему не устранены проблемы с монополизацией ключевых отраслей, до сих пор законодательство скорее душит предпринимательскую инициативу, чем способствует росту деловой активности, а коррупционный налог в большинстве регионов все еще не позволяет эффективно осуществлять масштабные модернизационные проекты.

Павел Салас отмечает: «Объем российских фондов мне представляется вполне достаточным. Хотя эффективность использования средств этих фондов вызывает вопросы, однако их наличие неоспоримо для нивелирования возможных непредвиденных рисков».

По оценкам экспертов, в текущей экономической ситуации у правительства два выхода — либо срочно искать пути диверсификации и увеличения бюджетных поступлений (в том числе и через повышение налогов), либо урезать ряд расходов, в том числе и социальных (в частности, уже было объявлено о сокращении ряда категорий госслужащих и отказ от индексации зарплат в бюджетном секторе). Отсутствие реформаторских инициатив приведет к тому, что надолго накопленной кубышки не хватит.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 79119
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19993
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 14060
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 10279