В середине ноября правительство начало взимать плату за проезд по федеральным трассам большегрузных машин весом от 12 тонн. Пока акции протеста в России проводят только дальнобойщики, выражая категорическое несогласие с очередным неподъемным для бизнеса налогом. Как последствия нововведения скажутся на экономике страны и каждом из нас, выяснил DailyMoneyExpert.
«Платон — мне друг…»
Как сообщило Министерство транспорта РФ, для большегрузных машин весом от 12 тонн установлен следующий размер платы: с 15 ноября 2015 г. по 29 февраля 2016 г. плата рассчитывается, исходя из фактического пробега транспортных средств по тарифу 1,5293 руб. за 1 км. С 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. тариф будет составлять 3,06 руб. за 1 км.
По данным ведомства, средства направят в федеральный дорожный фонд, что позволит к 2019 году привести федеральные автомобильные дороги в нормативное состояние. Минтранс ожидает, что новый сбор принесет государству до 40 млрд руб. в год.
Расчет оплаты осуществляется с помощью системы «Платон» (сокращение от словосочетания «плата за тонны»). Оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы», которая на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу (сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга), на 50% — госкорпорации «Ростех».
Общие инвестиции в данный проект составили порядка 30 млрд руб. Государственные средства для реализации проекта не привлекались. Однако Министерство транспорта уже разработало законопроект, в соответствии с которым на функционирование «Платона» планирует выделить в 2016 году 7,93 млрд руб. По данным Федерального дорожного агентства, за 55 дней работы государственной системы взимания платы «Платон» федеральный дорожный фонд привлек более 191 млн руб. В системе уже зарегистрировано более 70 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 600 тыс. автомобилей.
«…но истина дороже»
Запуск новой системы с треском провалился: по всей стране прошли акции протеста дальнобойщиков, новый налог в народе получил название «побор Ротенберга», а разработчики системы запустили сырой продукт: сайт работает с перебоями, средства для оплаты снимаются несколько раз подряд.
Владельцы большегрузных автомобилей оказались, мягко говоря, не готовы к очередному дорожному сбору — для многих из них, особенно индивидуальных предпринимателей, он оказался дополнительным неподъемным налогом. В различных регионах России дальнобойщики заблокировали фурами федеральные трассы. Это стало причиной коллапса на дорогах и привело к сбоям в снабжении продовольствием крупнейших торговых сетей.
Новый год подорожает
О том, что внедрение системы, название которой по иронии судьбы созвучно с именем древнегреческого философа, станет головной болью не только водителей большегрузных автомобилей, становится понятно уже сейчас.
Для граждан России пока проблемы дальнобойщиков далеки — им бы со своими разобраться. Не все готовы связать стоимость хлеба через пару месяцев с тем, что сейчас дальнобойщики перегораживают трассы. Тем более, центральные телевизионные каналы не говорят об этом, а если и пытаются осветить тему, то не касаясь проблем с тройной оплатой.
Тем не менее, новый транспортный побор коснется каждого, поскольку, в первую очередь, приведет к росту цен в магазинах.
По мнению экспертов, в течение 1–2 месяцев, и к новому году нам придется за свою продуктовую корзину платить больше.
«Товаропроводящая цепочка состоит минимум из 7 звеньев — минимум, — рассказывает Дмитрий Потапенко. — Это производство, переработка, упаковка, транспортная логистика, складская логистика, комплектовочная логистика и только потом ритейл. В этой товаропроводящей цепочке между производством и переработкой может тоже возникать транспортная логистика. Поэтому подорожание будет в среднем от 7 до 21%».
Глава Сбербанка России Герман Греф в рамках выступления на съезде «Опора России» несколько дней назад жестко высказался о несвоевременном внедрении системы «Платон» и о несовершенствах его работы. В частности, он подчеркнул, что внедрение «Платона» окажет серьезное влияние на логистику в стране, на строительство и ассортимент товаров. Глава Сбербанка предположил, что вклад «Платона» в инфляцию в 2016 году составит 1,5%.
«Платон» приведет и к росту цен на жилье. В распоряжении РБК оказалось письмо от Ассоциации застройщиков Московской области, которое организация направила в Минстрой России с просьбой освободить от нового дорожного сбора большегрузные автомобили. В противном случае, по подсчетам Ассоциации, ужесточение правил грузоперевозок увеличит себестоимость строительства на 7–9%. А заплатит за это кто? Понятное дело — потребитель.
Казнить нельзя помиловать
Правительству за последние полторы недели пришлось значительно подкорректировать правила нового налога. Была снижена стоимость тарифов, отменена часть штрафов, однако волна протестов и недовольств не утихает. В четверг, 26 ноября, Минтранс попытался решить вопрос, рассказав, как планирует использовать деньги, полученные от новых сборов.
Министр транспорта Максим Соколов на заседании Совета Федерации заявил, что средства, которые уже поступили в Федеральный дорожный фонд, и которые ожидаются в дальнейшем, «уже заложены в доходную и расходную части Федерального бюджета на 2016 год». Дорожная сеть страны, благодаря «Платону», будет значительно улучшена. Среди основных проектов в 2016 году, которые планируется реализовать за счет дальнобойщиков, — Лискинский тоннель в Воронежской области, путепроводы в Тверской и Ленинградской областях, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, автодороги на Северном Кавказе, мостовые переходы в Самаре, Ростове-на-Дону, обход Оренбурга, транспортный коридор «Европа — Западный Китай» и многие другие.
Однако водители большегрузных машин не согласны с таким вариантом развития событий: 30 ноября дальнобойщики из 17 регионов России планируют провести в Москве акцию протеста. Кто поставит точку в диалоге — покажет время.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы