Оброк за тонны, или Почему бастуют дальнобойщики

Оброк за тонны, или Почему бастуют дальнобойщики

6353 27 ноября, 2015 год

В середине ноября правительство начало взимать плату за проезд по федеральным трассам большегрузных машин весом от 12 тонн. Пока акции протеста в России проводят только дальнобойщики, выражая категорическое несогласие с очередным неподъемным для бизнеса налогом. Как последствия нововведения скажутся на экономике страны и каждом из нас, выяснил DailyMoneyExpert.

«Платон — мне друг…»

Как сообщило Министерство транспорта РФ, для большегрузных машин весом от 12 тонн установлен следующий размер платы: с 15 ноября 2015 г. по 29 февраля 2016 г. плата рассчитывается, исходя из фактического пробега транспортных средств по тарифу 1,5293 руб. за 1 км. С 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. тариф будет составлять 3,06 руб. за 1 км.

По данным ведомства, средства направят в федеральный дорожный фонд, что позволит к 2019 году привести федеральные автомобильные дороги в нормативное состояние. Минтранс ожидает, что новый сбор принесет государству до 40 млрд руб. в год.

Расчет оплаты осуществляется с помощью системы «Платон» (сокращение от словосочетания «плата за тонны»). Оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы», которая на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу (сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга), на 50% — госкорпорации «Ростех».

Общие инвестиции в данный проект составили порядка 30 млрд руб. Государственные средства для реализации проекта не привлекались. Однако Министерство транспорта уже разработало законопроект, в соответствии с которым на функционирование «Платона» планирует выделить в 2016 году 7,93 млрд руб. По данным Федерального дорожного агентства, за 55 дней работы государственной системы взимания платы «Платон» федеральный дорожный фонд привлек более 191 млн руб. В системе уже зарегистрировано более 70 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 600 тыс. автомобилей.

Александр Хаминский, председатель Республиканского юридического общества, согласен с тем, что введение платы за ремонт дорог в какой-то степени оправдано — грузовики весом в 12 тонн действительно наносят вред федеральным трассам. Однако эксперт уверен, что решение проблемы кроется в другой плоскости: «Почему дороги повреждаются грузовиками? Может быть, качество дорожных работ оставляет желать лучшего? При их устройстве предполагалось же, что и большегрузы будут по ним перемещаться? Средняя стоимость устройства одного метра дорожного полотна в нашей стране значительно выше среднемировых значений стоимости аналогичных работ, а качество — явно не то. Что это — халатность, непрофессионализм или коррупция?»




«…но истина дороже»

Запуск новой системы с треском провалился: по всей стране прошли акции протеста дальнобойщиков, новый налог в народе получил название «побор Ротенберга», а разработчики системы запустили сырой продукт: сайт работает с перебоями, средства для оплаты снимаются несколько раз подряд.

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер компании Management Development Group, один из основателей сети гипермаркетов «Пятерочка», в одном из интервью так прокомментировал нововведение: «Как только будет введена эта плата, будем оплачивать одно и то же трижды. У нас есть транспортный налог. Напомню, нам обещали в очередной раз отменить транспортный налог, ведь часть транспортного налога „засунули“ в акциз на бензин. Но в итоге не отменили ни транспортный налог, ни акциз с бензина, который идет в уплату транспортного налога. Поэтому мы уже дважды заплатили. Поэтому ввод платы теперь еще за проезд на грузовиках ведет к тому, что мы трижды уже платим. Это когда с овцы уже сняли не только шкуру, мясо, а уже сухожилие срезают».



Владельцы большегрузных автомобилей оказались, мягко говоря, не готовы к очередному дорожному сбору — для многих из них, особенно индивидуальных предпринимателей, он оказался дополнительным неподъемным налогом. В различных регионах России дальнобойщики заблокировали фурами федеральные трассы. Это стало причиной коллапса на дорогах и привело к сбоям в снабжении продовольствием крупнейших торговых сетей.

Ольга Жильцова, доцент кафедры «Маркетинг и логистика» финансового университета при Правительстве Российской Федерации, отмечает: «Не нужно задаваться вопросом — почему система оказалась не готовой к внедрению, почему дальнобойщики столкнулись с трудностями работы системы, а лучше задаться вопросом, почему государственная система лоббирует интересы частного предприятия? И это в условиях профицита госбюджета 2014 года — $59 млрд, а в 2015 году, по оценкам экспертов, — $70 млрд, что составит 5,5% ВВП. С такими цифрами государственникам нужно было бы задуматься над решением социальных проблем российского общества, заняться созиданием, например, возродить производство в стране, бороться с выводом капиталов из России, бросить силы на реальную борьбу с коррупцией, начать возвращать резервные фонды из Штатов и т. д.».




Новый год подорожает

О том, что внедрение системы, название которой по иронии судьбы созвучно с именем древнегреческого философа, станет головной болью не только водителей большегрузных автомобилей, становится понятно уже сейчас.

Для граждан России пока проблемы дальнобойщиков далеки — им бы со своими разобраться. Не все готовы связать стоимость хлеба через пару месяцев с тем, что сейчас дальнобойщики перегораживают трассы. Тем более, центральные телевизионные каналы не говорят об этом, а если и пытаются осветить тему, то не касаясь проблем с тройной оплатой.

Тем не менее, новый транспортный побор коснется каждого, поскольку, в первую очередь, приведет к росту цен в магазинах.

По мнению экспертов, в течение 1–2 месяцев, и к новому году нам придется за свою продуктовую корзину платить больше.

«Товаропроводящая цепочка состоит минимум из 7 звеньев — минимум, — рассказывает Дмитрий Потапенко. — Это производство, переработка, упаковка, транспортная логистика, складская логистика, комплектовочная логистика и только потом ритейл. В этой товаропроводящей цепочке между производством и переработкой может тоже возникать транспортная логистика. Поэтому подорожание будет в среднем от 7 до 21%».

Глава Сбербанка России Герман Греф в рамках выступления на съезде «Опора России» несколько дней назад жестко высказался о несвоевременном внедрении системы «Платон» и о несовершенствах его работы. В частности, он подчеркнул, что внедрение «Платона» окажет серьезное влияние на логистику в стране, на строительство и ассортимент товаров. Глава Сбербанка предположил, что вклад «Платона» в инфляцию в 2016 году составит 1,5%.

Андрей Дёгтев, эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, считает: «Рост транспортных издержек автоматически означает удорожание всех видов продукции. Конечно, рост налоговой нагрузки на перевозчиков не так уж велик — около 5%. Однако, стоит учитывать, что, во-первых, речь идёт об увеличении расходов в период кризиса, то есть в тот момент, когда прибыльность падает практически по всем направлениям. Во-вторых, перевозчики и так не могут похвастаться свободными средствами, которые они могли бы потратить на модернизацию автопарка. Две трети машин старше 10 лет, а дальнейшее урезание операционного кэша приведёт лишь к ещё большей деградации основных фондов, что отрицательно скажется на безопасности. При этом наибольший урон понесут малые предприятия. В условиях сокращения спроса монополисты будут отбирать долю рынка у малых предприятий, которые не могут позволить себе лоббировать интересы на высшем уровне. Снижение конкуренции повлечёт за собой рост цен и ухудшение качества продукции».



«Платон» приведет и к росту цен на жилье. В распоряжении РБК оказалось письмо от Ассоциации застройщиков Московской области, которое организация направила в Минстрой России с просьбой освободить от нового дорожного сбора большегрузные автомобили. В противном случае, по подсчетам Ассоциации, ужесточение правил грузоперевозок увеличит себестоимость строительства на 7–9%. А заплатит за это кто? Понятное дело — потребитель.

Казнить нельзя помиловать

Правительству за последние полторы недели пришлось значительно подкорректировать правила нового налога. Была снижена стоимость тарифов, отменена часть штрафов, однако волна протестов и недовольств не утихает. В четверг, 26 ноября, Минтранс попытался решить вопрос, рассказав, как планирует использовать деньги, полученные от новых сборов.

Министр транспорта Максим Соколов на заседании Совета Федерации заявил, что средства, которые уже поступили в Федеральный дорожный фонд, и которые ожидаются в дальнейшем, «уже заложены в доходную и расходную части Федерального бюджета на 2016 год». Дорожная сеть страны, благодаря «Платону», будет значительно улучшена. Среди основных проектов в 2016 году, которые планируется реализовать за счет дальнобойщиков, — Лискинский тоннель в Воронежской области, путепроводы в Тверской и Ленинградской областях, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, автодороги на Северном Кавказе, мостовые переходы в Самаре, Ростове-на-Дону, обход Оренбурга, транспортный коридор «Европа — Западный Китай» и многие другие.

Однако водители большегрузных машин не согласны с таким вариантом развития событий: 30 ноября дальнобойщики из 17 регионов России планируют провести в Москве акцию протеста. Кто поставит точку в диалоге — покажет время.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73748
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19117
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13272
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9855