Полет в зоне турбулентности: рынок авиаперевозок в России

Полет в зоне турбулентности: рынок авиаперевозок в России

3795 17 ноября, 2015 год

В последнее время рынок авиаперевозок России переживает непростые времена. Нашумевшая история, связанная с банкротством «Трансаэро», уход с рынка ощутимой части лоукостеров в течение года, отмена полетов в Египет, крушение самолета Airbus A321, признанное терактом, и заявленные планы по ограничению авиасообщения с рядом зарубежных стран — все эти факторы рождают мнение, что российской авиации грозят кризис, монополия и стагнация, а путешествия в воздухе станут совсем не доступны для большинства жителей нашей страны. Стоит ли готовиться к худшему, мы узнали у экспертов.


Монополия не грозит

Эксперты считают, что российский авиационный рынок не монополизирован. Помимо крупнейшего «Аэрофлота», есть и другие игроки, поэтому пассажир всегда может сделать выбор сам. «Даже если бы состоялось ранее запланированное объединение „Аэрофлота“ и „Трансаэро“, — комментирует Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“, — тогда, по данным ФАС, доля объединённой компании составила бы порядка 50%, но никак не 100%». Теперь же, когда «Трансаэро» больше нет, монополия тем более не грозит. «Доли перевозчика распределятся между другими авиакомпаниями, — продолжает Дмитрий Баранов, — в первую очередь, входящими в число лидеров отечественного рынка. То есть конкуренция на рынке сохранится, в этом можно не сомневаться». Если сохранится конкуренция, значит, можно говорить и о развитии.

При этом перспективы у авиационной отрасли есть, и весьма неплохие. Дмитрий Баранов на сложившуюся ситуацию смотрит с оптимизмом:

«Во-первых, по сравнению с другими странами, у нас летают мало, а это как раз и создаёт предпосылки для дальнейшего роста объёмов пассажирских и грузовых перевозок в России, для улучшения экономических показателей всей отрасли и самих авиакомпаний. Во-вторых, учитывая размеры нашей страны, неразвитость транспортной инфраструктуры, именно самолеты позволяют добраться во многие населённые пункты не только быстро, но и вообще добраться. Мы можем ожидать увеличения объёма перевозок в том числе, благодаря этим обстоятельствам. В-третьих, в России принята программа развития авиаперевозок, в том числе и региональных: власти намерены существенно увеличить вклад воздушного транспорта в ВВП страны, нарастить поступления от него в бюджеты всех уровней, с его помощью увеличить число рабочих мест в стране, загрузить отечественную авиационную промышленность».



Все эти предпосылки будут способствовать увеличению как производственных, так и финансовых показателей деятельности авиаперевозчиков и всей отрасли в целом.

Развитием отрасли заняты лидеры

Нина Макогон, основатель HAVAR Communications, отмечает, что те игроки, которые сегодня остались на рынке, уже активно занимаются развитием отрасли. «Практически по всем направлениям летают несколько авиакомпаний, — отмечает Нина, — монопольных направлений достаточно мало, в основном, это север страны. Зарубежные лоукостеры особого влияния на наш рынок не смогут оказать, так как наши расстояния для них невыгодны в обслуживании».

Снижения на внутренних рейсах нет, приводит статистику Нина Макогон.

На сегодняшний день стоимость перелетов на основных направлениях — Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород — в долларовом выражении ниже стоимости зарубежных лоукостеров — от 1800 руб. до 2500 руб. в одну сторону. В эту сумму включено питание на борту и багаж.

По данным УК «Финам Менеджмент», перевозка пассажиров с января по сентябрь текущего года составила 100,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А перевозки грузов и почты за последние 9 месяцев составили 104,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Другими словами, отмечают эксперты, ситуация вполне удовлетворительная, особенно если учесть сегодняшнее состояние экономики. И даже если допустить, что ситуация в отрасли не самая хорошая, и темпы её развития могли бы быть выше, не стоит ожидать, что эти факторы способны привести к значительному перераспределению пассажиропотока и грузопотока в пользу других видов транспорта.

«В стране есть множество населённых пунктов, куда добраться можно исключительно авиатранспортом, — рассказывает Дмитрий Баранов, — так как там нет железных дорог, а автомобильные не в самом лучшем состоянии. То есть уже лишь это обстоятельство не позволит значительно перераспределить пассажирские потоки между разными видами транспорта. Понятно, что конкуренция между железной дорогой и авиатранспортом остаётся, и даже развивается, например, на направлении из Европейской части России на Черноморское побережье, но и в этом случае число пассажиров столь велико, что их хватает и авиакомпаниям, и железнодорожникам».

Сугубо отечественное развитие

У отечественной авиаотрасли есть все предпосылки «замкнуться» в рамках своей страны. Другими словами, говорить о международной конкуренции в ближайшее время станет не актуально. В сегодняшних реалиях иностранные лоукостеры вынуждены или сокращать количество направлений в России, или окончательно уходить с рынка. WizzAir снизила количество рейсов в Будапешт, а EasyJet и Air Berlin полностью уходят с российского рынка на неопределенное время. Еще один лоукостер, Norwegian, несколько недель назад приостановил полеты из Санкт-Петербурга в Осло.

Филипп Бринкманн, генеральный директор онлайн-агентства путешествий Tripsta, отмечает: «Бизнес-модель бюджетных авиакомпаний подразумевает полную загрузку кресел на рейсе, обеспечивая низкие цены именно таким образом. Текущий спрос и экономическая ситуация в России не подразумевает хороших показателей загрузки рейсов ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Существующий спрос будут обслуживать в основном российские перевозчики, а также крупные иностранные авиакомпании, которые не хотят полностью уходить с российского рынка».



Эксперт уверен, что данный фактор не приведет к значительному повышению цен на билеты: «В первую очередь, перевозчикам придется ориентироваться на востребованность билетов и покупательскую способность населения. Стоит отметить, что российским перевозчикам будет проще конкурировать, поскольку часть их расходов — рублевые, в то время как расходы иностранных перевозчиков исчисляются в евро и их компенсировать сложнее».

Николай Кукушкин, генеральный директор Andgo.travel, также уверен, что необходимо сместить акценты в развитии рынка авиаперевозок. «Рынку нужны внутренние действия, — уточняет Николай. — Большая свобода, упрощение процедур регистрации новых авиакомпаний и снятие запретов на минимальное количество самолетов. Ну и продолжение снятия межправительственных ограничений на международные перелеты, само собой».



Нина Макогон уверена, что концентрация на внутренних перелетах способна активно развить отрасль. «Внутренний туризм имеет большие перспективы в нашей стране, так как в России много достопримечательностей, о которых большинство населения просто не знает. Лучше развивать внутреннюю сеть, чем зарубежные направления. В этом случае средства туристов будут потрачены внутри страны и для поддержки регионов с туристической составляющей, тогда как при развитии зарубежных маршрутов все средства остаются за рубежом». При таком подходе отрасль в дальнейшем ждут и увеличение маршрутной сети внутри страны, и увеличение частоты рейсов по этим маршрутам.

«С учетом развития отечественного самолетостроения, — продолжает Нина, — к 2020 году будет существенный рост перелетов населения внутри страны. Суперджет показывает хорошие результаты на внутренних рейсах, анонсированный МС-21 будет обслуживать регионы с большей дальностью. Развиваются сообщения между регионами минуя Москву, как, например, в Поволжье».

Самолетам — быть!

Эксперты уверены: самолеты не сможет заменить ни рынок железнодорожных, ни рынок автомобильных перевозок.

Филипп Бринкманн считает, что до тех пор, пока железнодорожный транспорт не способен предложить конкурентоспособные тарифы, путешественники будут отдавать предпочтение авиаперевозкам. «К примеру, — рассказывает Филипп, — перелет рейсом «Москва — Казань» «туда-обратно» обойдется в 4 тыс. рублей, в то время как за билеты в вагоне купе по аналогичному маршруту придется заплатить от 4600 рублей.

Николай Кукушкин также уверен, что летать люди не перестанут, однако альтернативные виды транспорта искать будут. И в этом случае он рекомендует обратить внимание не только на поезд или автобус, но и каршеринговые сервисы или сервисы по поиску попутчиков.

Другими словами, в условиях жесткой экономии и необходимости путешествия, люди будут искать любые способы передвижения, которые окажутся дешевле авиаперелета. А вот такие качества, как надежность, скорость, безопасность, комфорт, скорее всего, отойдут на второй план на неопределенное время.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71895
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18875
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13061
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762