Возможен ли дефолт в российских регионах

Возможен ли дефолт в российских регионах

3275 14 июля, 2015 год

В региональных финансах в условиях экономического кризиса складывается тяжелая финансовая ситуация. Федеральные власти стараются переложить часть полномочий по социальному обеспечению населения с федерального на региональный бюджет. В результате многие субъекты федерации не справляются со своими обязательствами, из-за чего приходится влезать в долги. По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), 20 регионов России находятся в преддефолтном состоянии, поскольку имеют пониженную бюджетную обеспеченность, высокую долговую нагрузку, средний или большой дефицит бюджета.Что для жителей региона означает кризис бюджетов, на чем придется экономить в первую очередь, кого коснутся возможные сокращения финансирования?


В долгах как в шелках

Как сообщается в докладе ВШЭ, выпущенном в мае 2015 года, кризис бюджетов регионов стал очевидным с 2013 года, но, несмотря на огромный дефицит и быстрый рост долга, регионы продолжали наращивать расходы, в том числе социальные. Лидерами роста оставались расходы на образование и здравоохранение, к ним добавилась культура и физкультура со спортом. Сократился до минимума только рост расходов на социальную политику и пособия населению. В 2014 году, невзирая на попытки оптимизировать расходы бюджетов, сдержать их рост регионам не удалось.

В условиях ухудшения экономической ситуации и резкого удорожания долгового финансирования, возможности привлечения займов для покрытия текущих обязательств у регионов значительно сузились. В частности, если в докризисный период (еще в начале 2014 года) регионы могли найти на отечественном финансовом рынке долговое финансирование по ставке 8-10% (в зависимости от региона), то теперь даже наиболее надежные из них (Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край и др.) в лучшем случае выпускают облигации или привлекают кредит в банке по ставкам от 12,5%. В результате нагрузка на региональные бюджеты значительно выросла, а из-за увеличения стоимости обслуживания долга многие из регионов не могут даже своевременно погашать ранее взятые долговые обязательства и потому оказались в преддефолтном состоянии.

Одним из таких регионов является Новгородская область. По состоянию на начало марта, общий объем просроченной задолженности региона только перед банком ВТБ составил почти 1,7 млрд руб. При этом, для погашения этого долга был объявлен конкурс на получение нового кредита, однако в итоге банки посчитали объявленную ставку по нему (23,63%) слишком низкой. Общий же долг области превышает 74% годового бюджета, а учитывая, что большая часть обязательств не превышает 3 лет, то как минимум 20% всех бюджетных расходов приходится на обслуживание имеющихся долгов.

Стоит отметить, что в целом ситуация в экономике Новгородской области остается довольно неоднозначной. Несмотря на относительно активный рост валового регионального продукта (ВРП с 2005 по 2013 гг., по данным Росстата, вырос почти в 2,5 раза), среднемесячная начисленная заработная плата остается одной из самых низких в Северо-Западном округе – менее 25,5 тыс. руб. в месяц (меньше только в Псковской области – порядка 21 тыс. руб.). При этом инфляция в 2013 году составила 6,7%, что на тот момент было выше средней по России.

Однако главная проблема не в этом – общий бюджет региона составляет 25 млрд руб., а долговая нагрузка превышает 18 млрд. Из-за этого до 6 млрд руб. ежегодно уходит на обслуживание и погашение основного долга, что значительно сужает возможности для выполнения социальных обязательств. Руководство вынуждено брать новые кредиты для рефинансирования старых, что увеличивает нагрузку на бюджет и только усугубляет ситуацию, подводя регион в конечном итоге к преддефолтному состоянию.

В конечном счете спасать регион от банкротства опять пришлось центральной власти – в конце июня из федерального бюджета область получила кредит на 2,1% по символической ставке 0,1%. Деньги были выданы на погашение кредита, ранее полученного от ВТБ в сумме 2 млрд руб.

Депрессия в регионах

Таких регионов в стране насчитывается не один десяток. По оценке ВШЭ, в состоянии фактического дефолта в России кроме Новгородской области находятся еще 19 регионов — Орловская, Кировская, Псковская, Рязанская, Амурская, Вологодская, Белгородская, Пензенская, Астраханская, Саратовская, Костромская и Смоленская области, республики Карелия, Марий-Эл, Мордовия и Удмутрии, Забайкальский и Краснодарский края, Чукотский автономный округ.

При этом в категорию «богатых» регионов было записано всего 9 субъектов (Сахалинская обл., Москва, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий АО, Санкт-Петербург, Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Московская обл., Ленинградская обл. ), к числу «более ответственных» отнесли 12 регионов (с более низким уровнем долговой нагрузки, но дефицитным бюджетом), к «середнякам» — 33 (пониженная бюджетная обеспеченность, значительная долговая нагрузка, превышающую средний уровень по регионам РФ, средний или большой дефицит бюджета), к высокодотационным регионам — 9 экономически слаборазвитых республик с максимальным уровнем дотационности.

Жизнь в условиях дефолта

Таким образом, в региональном разрезе экономика по-прежнему остается в депрессивном состоянии. И хотя в России дефолт регионов по политическим причинам невозможен, считают аналитики ВШЭ, определенных изменений в политике властей все же стоит ожидать.

Теоретически дефолт региона должен приводить к сокращению социальных расходов местного бюджета, что снижает уровень жизни населения. Однако по факту региональные бюджеты пока всегда выручает федеральный центр. Общий объем федеральных дотаций регионам на выполнение своих обязательств (прежде всего в социальной сфере) составил в 2014 году почти 440 млрд руб. Де-факто даже полный дефолт того или иного региона почти никак не сказывается на уровне жизни местного населения (по крайне мере из числа тех, кто работает в бюджетной сфере, либо получает социальные выплаты). Однако это вовсе не говорит о том, что такой дефолт обходится без последствий – главным образом, страдают от него местный бизнес и муниципальные предприятия.

Более успешные регионы, как правило, стараются распределять бюджетные расходы в пользу поддержки предпринимательской инициативы, чтобы в будущем увеличить налоговые поступления. Одним из таких регионов является Ульяновская область. Несмотря на то, что финансовое состояние бюджета области пока оставляет желать лучшего, индекс предпринимательской активности на сегодняшний день один из самых высоких в России, а в национальном рейтинге ведения бизнеса регион занимает 1-е место. Однако, к сожалению, таких примеров пока очень немного – в основном регионы находятся либо в стагнации, либо вовсе в депрессивном состоянии.

Что интересно – доля социальных расходов наиболее высокая именно в депрессивных регионах (иногда они порой достигают 80% всех расходов), в то время как более продвинутые субъекты Федерации стараются на социальные статьи тратить не более 50% бюджета. Такая ситуация связана с тем, что бюджетные доходы в депрессивных областях страны сравнительно невелики, из-за чего возможности для расходов по несоциальным статьям крайне ограничены. В ближайшие кварталы ситуация будет оставаться тяжелой, так как конъюнктура экономики в целом остается по-прежнему нисходящей.

Как отмечает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «Финам», дефолт – неспособность эмитента платить по своим обязательствам, будь то банковские кредиты, векселя или облигационные займы. «Для жителей страны это значит, что в ближайшие годы субъекту РФ будет сложно привлекать средства на покрытие дефицита бюджета, а значит, резервов по наращиванию доходной части практически не будет, т.е. не стоит ждать роста расходов, к примеру, на обеспечение больниц или роста заработных плат бюджетников. Да и с инвестиционной активностью станет хуже – банки не захотят участвовать в инвестиционных проектах региона-банкрота, что означает снижение деловой активности и давление на частный сектор», — добавляет Сороко.

Специалисты ВШЭ ожидают, что в регионах в состоянии дефолта социальные расходы бюджетов будут сокращаться опережающими темпами. У «середняков» ситуация будет проблемной, но сильнее зависящей от действий региональных властей. К ним будут приближаться 12 «более ответственных» регионов из-за роста дефицита бюджета, вероятного при общем ухудшении бюджетной ситуации. В «высокодотационных» регионах, наиболее зависимых от федеральных трансфертов, динамика будет определяться политикой федеральных властей. Ее трудно предугадать, но с большой вероятностью в первую очередь помогут республикам Северного Кавказа. Для 9 богатых регионов риски наименьшие, но они продолжат постепенно утрачивать преимущества более высоких душевых социальных расходов. Привыкшее к этим преимуществам население может отреагировать на сокращения более остро, чем жители регионов, никогда их не имевшие.

Дефицит — ключевая проблема

Эксперты оценивают текущую ситуацию в регионах как крайне сложную. «Бюджетный дефицит в регионах – одна из ключевых проблем 2015 года в российской экономике, важность которой не стоит преуменьшать. Наиболее сильное снижение доходов локальных бюджетов – по налогу на прибыль компаний, так как большинство производителей существенно снизят свою маржинальность, а многие из них и вовсе пока не могут похвастаться какими-либо заработками. Федеральные власти тоже не могут раздавать средства из бюджета всем регионам без исключения, особенно, когда есть статьи бюджета, которые не подвергаются секвестированию. На федеральном уровне проблемы тоже существуют, так что регионам надо будет затянуть пояса и стараться удерживать дефицит бюджета в рамках разумного своими силами. В такой ситуации очень важно разработать четкую стратегию по привлечению инвестиций в регионы, а также продолжать работу по повышению эффективности экономики, снижению административных барьеров и формированию благоприятной инвестиционной среды. На наш взгляд, в зоне риска большинства регионов реципиентов, а в зоне комфорта – нефтеносные регионы», — комментирует Антон Сороко.

По данным доклада ВШЭ, в целом риски снижения социальных расходов бюджетов регионов в 2015 году очень велики, при этом отсутствуют институциональные условия, которые позволили бы это сделать более эффективно и с минимальными издержками для населения. Это означает, что человеческий капитал в регионах, на поддержание и развитие которого нацелены социальные расходы бюджетов, с большой вероятностью будет снижаться.

Таким образом, ситуация с региональными бюджетами остается крайне сложной. Ожидать первые улучшения можно ожидать не ранее середины 2016 года.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73627
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19109
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13263
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9850