Дискриминация в России, как и других странах мира, запрещена. Но как быть, если ваш работодатель этого не понимает и считает, что ваша половая принадлежность не соответствует должности. Узнали у экспертов, как поступить в случае карьерных притеснений.
Способ № 1. Замечать и пресекать
Большая часть правды о политике компании вскрывается уже на собеседовании: неудобные и откровенно сексистские вопросы о планах на детей, об устройстве личной жизни.
Вопросы могут вызвать и формулировки в самой вакансии. Если, невзирая на требования закона, указывают, что рассматривают, например, только кандидатов до 35 лет или определенного пола — есть шанс, что «считаться» с сотрудниками в организации не принято.
Руководитель компании по подбору и оценке сотрудников «9 точек» Наталья Гладкова уверена, что корни проблемы в неумении и непонимании, как оценивать кандидатов. «Результат всегда дает только одно: профессиональные компетенции и навыки, находящиеся в области ближайшего развития сотрудника, которыми он еще пока не обладает, но быстро и легко сможет овладеть. Альтернатива поискам „волшебной таблетки“ очень простая: тщательное планирование и проектирование должности. Для этого надо разобраться, что человек будет делать, и составить карту компетенций, чтобы определить, кто нужен».
Определите, что для вас важнее: трудоустройство как факт или карьерный рост. Если вы просто хотите устроиться и получать стабильную заработную плату, так ли важно, будет она выше или ниже, чем у коллег. Если амбиции превыше всего, изучите ситуацию заранее.
Что делать? Не рассматривать вакансии, предполагающие акцент на поле или возрасте, если вы нацелены на карьеру. «Половое» или иное несоответсвие может стать стопором в продвижении по службе. Столкнувшись с дискриминацией уже на собеседовании, не стесняться обратить на это внимание интервьюера, уточнив, с чем связан вопрос — вашим полом, возрастом, какими-то другими причинами. И серьезно задумайтесь, можете ли вы всерьез обещать не иметь детей в ближайшей перспективе, пусть даже предложение работодателя выглядит соблазнительно. А главное, как будут развиваться события, если вы «не сдержите» свое слово. Собирайте максимально полную информацию об устройстве и кадровой политике интересующей компании.
Способ № 2. Отталкиваться от компетенций и результатов
Если уже в рамках выбранной компании вы столкнулись с вертикальным сексизмом, когда налицо факт недоплаты или невозможность продвижения по службе, — бороться сложнее, но возможно.
Имеет смысл выйти на откровенный разговор с прямым руководителем и доказать, что вы на своем месте, о чем говорят ваши компетенции и результаты. Выясните, как оценивают ваши вложения в работу компании, что необходимо улучшить, чтобы повысить оплату труда и продвигаться по карьерной лестнице.
И все же, нужно быть готовым, что разговор может пойти по непредсказуемому сценарию. Кроме того, ваши обязанности для достижения желаемого результата могут резко увеличиться.
Что делать? Если вам принципиально достичь равноправия любой ценой — желательно, не обременяя себя дополнительными обязанностями за улучшение финансовых показателей, — можно заняться сбором информации о том, сотрудники какого пола занимают в компании руководящие позиции, какова квалификация и уровень оплаты труда у равноценных сотрудников другого пола, насколько они соответствуют должностной инструкции. На такие данные можно делать упор, отстаивая свой доход или карьерные возможности. Но в этом случае исход беседы с руководителем непредсказуем вдвойне. Поэтому, если вы понимаете, что компания готова платить больше, но почему-то не вам, аккуратно выясните, как вам стать полезнее для организации, чтобы продвигаться вперед.
Способ № 3. Не бояться отстаивать свои права
Если ваши ходатайства о повышении, особенно в письменном виде, на протяжении долгого времени сопровождаются неправомерными отказами, эксперты рекомендуют не закрывать на это глаза.
В случае если вы столкнулись с фактом вопиющей дискриминации, Чермен Дзотов рекомендует собрать доказательства, показания свидетелей и бороться за свои права.
Что делать? С пакетом доказательств профессиональной дискриминации можно обратиться к высшему руководству или напрямую в суд. Безусловно, рассчитывать на продолжительное сотрудничество с этой компанией не стоит, зато появится возможность защитить себя и свое имя, а также получить материальную компенсацию и надежду, что такое не повторится.
А нужно ли?
Как реагировать на факт дискриминации, зависит только от вашей уверенности и энергии, а также от желания продолжать работать в выбранной компании. Испорченное здоровье и потерянное душевное равновесие не вернет успешный исход поисков справедливости. Если готовы — боритесь, нет — лучше поискать другую работу. Потому что проблемы, вероятно, не у вас, а у того, кто подгоняет других под ограниченные представления о мире. Так осчастливьте высокой трудоспособностью и показателями эффективности ту компанию, в которой не мыслят шаблонами.
«Сложно сказать однозначно, что пол человека определяет его профессиональную принадлежность. Сегодня работодатели обращают внимание на профессиональные качества, решимость, мудрость, а эти качества могут быть у человека любого пола. Если вы хотите развиваться профессионально, достигать высоких позиций, участвовать в крупных проектах, естественно, нужно бороться. Другое дело, если особенных карьерных амбиций у человека нет, и важно поменьше времени проводить на работе», — резюмирует Виктория Петрова.
[simlink]Мужчины VS женщины: 3 гендерных стереотипа о работе6 стереотипов о выборе профессии[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы