Есть ли у ресторанного российского бизнеса сезонность, как ее пережить и заработать на подъеме, разбирались с экспертами.
Проблема или реалия бизнеса
По данным компании Poster, традиционно низким сезоном в России считается период с мая по август. Начиная с августа и до октября, выручка ресторанов постепенно поднимается с 65–70% до 100% от привычной нормы.
В компании Restolab данное явление объясняется климатическими изменениями в окружающей среде. «Также один из факторов прироста этого показателя мы можем отнести к изменению поведенческих особенностей. Потребители хотят больше проводить время в комфортных условиях. Люди идут в рестораны, кафе, бары — встречаются там с коллегами, друзьями и партнерами. Также немаловажно увеличение туристического потока», — отмечает Иван Червинский, один из основателей Restolab.
«Если говорить о пиках выручки, — добавляет Иван Червинский, — то есть не только осенний пик, но и зимний. Многие рестораны показывают высокие показатели в канун новогодних праздников и во время длительных мероприятий, посвященных наступлению Нового года».
По словам Родиона Ерошека, соучредителя компании Poster, больше остальных перепады сезонов чувствуют стрит-ритейл и молодые заведения (кафе-стартапы), которые недавно на рынке. «По сравнению с последними, те, кто накопил достаточную аналитику по посещаемости и отработал ряд маркетинговых инструментов, научились понимать и управлять изменениями».
Однако эксперты приходят к мнению о том, что хорошие рестораны умеют зарабатывать независимо от факторов сезонности.
По мнению Дмитрия Левицкого, ресторатора, спад гостей в одно время года и их увеличение в другое — ситуация неизбежная, к ней нужно просто быть готовым. «Сезонность — это не проблема, это реалия бизнеса. Мы работаем в столице восемь лет, прекрасно понимая, что выручка зимой и летом отличается на 20–30%, в зависимости от заведения. Мы к этому были всегда готовы и наши ожидания — они тоже соответствующие. К примеру, есть традиционная текучка персонала, которую мы контролируем. Мы понимаем, что если сотрудник увольняется в апреле—мае, то мы не наймем нового человека, потому что летом он будет не нужен. С сентября возобновляется набор сотрудников».
Закрыть нельзя работать
«Мы, особенно в больших городах, мегаполисах, чувствуем в принципе отток людей летом, потому что по статистике каждый пятый или каждый седьмой житель находится в отпуске, и летом вся Москва, так или иначе, по очереди уезжает отдыхать. В целом, спад просто городского населения очевиден», — утверждает Дмитрий Левицкий.
«Я знаю кофейню в Воронеже, которая на лето вообще закрылась,- рассказывает Анна Орищенко. — Ее хозяин объяснил это просто: выгоднее переждать, чем сильно уходить в минус. Потому как есть гости или нет — зарплату сотрудникам платить надо, оплачивать электричество, продукты, которые, вероятно, пойдут на списание».
Иван Червинский уверен, что если ресторан отвечает всем требованиям современного потребителя, то низкий сезон не станет для него большой проблемой. Высокий сезон лишь предоставляет рестораторам возможность заработать дополнительные средства. Изменения погодных условий позволяют ожидать прирост гостевого потока до 30–40%, что дает возможность опытным рестораторам создавать существенный прирост к выручке ресторана.
По мнению экспертов, любые маркетинговые инструменты для повышения посещаемости должны разрабатываться индивидуально для каждого заведения. Однако есть общие рекомендации, которые должны стать обязательными составляющими современного ресторана.
Преимущества интерьера
«В зависимости от сезона, рестораны и кафе меняют посуду и детали интерьера. С наступлением холодов посетителей можно согреть пледами, поставить более тяжелую керамическую посуду, использовать в интерьере сухие растения и цветы, фрукты. В теплое время года популярны терассы, в интерьере легкие ткани, живые цветы, плетеная мебель», — размышляет Родион Ерошек.
Меню «по сезону»
Сезонные продукты в меню крайне важны для посещаемости заведения. Во-первых, как правило, они дешевле, во-вторых, горячая солянка или имбирный чай в ноябре более привлекательны для клиента, нежели холодная окрошка и лимонад.
Жить в ритме города
Успешный проект может работать и в несезон, уверен Дмитрий Левицкий. Главное — понимать тренды, которые происходят в городе, и научиться работать с ними таким образом, чтобы получать от них прибыль.
Закон сохранения энергии
По мнению экспертов, в отечественном ресторанном бизнесе действует закон сохранения энергии: если где-то убыло, значит, где-то прибыло.
Учитывая эту особенность, рестораторы, задумывающиеся о расширении бизнеса, могут рассматривать как подстраховку от несезона открытие второго кафе в курортной зоне того региона, в котором они уже ведут деятельность, обеспечив круглогодичный стабильный поток посетителей.
В компании Poster отмечают, что в Европе и США 40% жителей питаются вне дома. В России этот показатель составляет лишь 12–15%. Очевидно, что отечественному ресторанному бизнесу есть, куда расти в любое время года.
[simlink]Вегетарианские рестораны: прошлое, настоящее и будущее7 способов сэкономить в фастфуде
Пикник под ключ: как сделать отдых незабываемым[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы