Необычная профессия: пилот — первым делом самолеты

Необычная профессия: пилот — первым делом самолеты

3910 15 сентября, 2016 год

Строки популярной песни знакомы каждому. Однако мало кто знает, что в небо пускают не каждого. В рубрике «необычная профессия» расскажем о пилотах — летчиках гражданской авиации.


Небо, самолеты…

По данным Росстата, на сегодня в РФ насчитывается 15 тыс. пилотов. Возраст большинства из них приближается к 50 годам. Балансирование на грани резкой нехватки кадров — суровая действительность нашей авиации.

Кстати, среди пилотов катастрофически мало женщин. Во многом это обусловлено спецификой профессии: ненормированный рабочий день, психологическое напряжение. Ответственность за жизнь людей, находящихся в салоне в буквальном смысле давит, и далеко не каждый готов к такой нагрузке.

Будни пилота

Рабочий день пилота начинается как минимум за два часа до вылета: до того, как сесть за штурвал, необходимо успеть многое. Во-первых, медицинский осмотр — обязательная процедура, которую проходит каждый пилот перед рейсом. При малейшем подозрении на опьянение пилота заставляют «дуть в трубочку», и если подозрение подтверждается, летчик до вылета не допускается.

Затем брифинг, где экипаж получает данные для полета: NOTAMы, планы, карты погоды, бортжурналы. Капитан узнает количество пассажиров и багажа, эти сведения вводятся в компьютер, и на их основании программа рассчитывает loadsheet — данные по рейсу. От технических характеристик самолета, веса загрузки, маршрута и прочего зависит количество топлива, которое необходимо залить.

Ответственность за жизнь людей, находящихся в салоне в буквальном смысле давит, и далеко не каждый готов к такой нагрузке.

После брифинга и посещения наземных служб экипаж поднимается на борт. Начинается стандартная процедура подготовки к полету: проверка всех систем и оборудования, изучение бортжурналов, установка и устранение неполадок. У каждого члена экипажа свой участок работы, но больше всего дел у капитана воздушного судна: на его плечах проверка общего состояния самолета и контроль над действиями всего экипажа. После того как будет проверено все до мелочей, когда капитан убедится в полной исправности судна и готовности к полету, самолет пойдет на взлет.

Где учиться

Стать пилотом сложно. И одного горячего желания подняться в небо недостаточно. В первую очередь необходимо поступить в одно из летных училищ страны.

Высшие учебные заведения: Высшее Авиационное Училище Гражданской Авиации в Ульяновске, Московский Авиационный институт, Санкт-Петербургский Университет Гражданской Авиации.

Обучение в вузах длится пять лет, после них выпускник получает звание пилота первого или второго класса.

Есть и средне-специальные учебные заведения: Сасовское летное училище, Краснокутское летное училище, Бугурусланское летное училище, Омский ЛТ колледж.

В них курс рассчитан на три года. Выпускник получает звание пилота третьего класса. К полетам на воздушных судах допускаются летчики не ниже второго класса.

Обучение одного курсанта обходится дорого — 7–8 млн. руб. Государство готово идти на такие расходы, так как дефицит кадров в этой отрасли огромен.

Чтобы поступить в учебное заведение, потребуется не только продемонстрировать хорошие знания, полученные в школе, но и доказать безупречное здоровье, пройдя медицинскую комиссию.

Однако до звания командира воздушного судна или хотя бы второго пилота выпускнику еще далеко. Никто не допустит за штурвал пассажирского самолета вчерашнего ученика. Чтобы претендовать на должность хотя бы второго пилота, курсанту необходимо налетать не менее 250 часов на грузовом самолете. Вместе со 150 часами, который каждый будущий летчик обязан отлетать в училище, опыт получается приличным.

Чтобы считаться профессионалом, учиться придется всю жизнь — причем буквально.

Правда, и тут есть одно «но»: не все курсанты допускаются до полетов. Инструкторы четко разделяют теорию и практику, и до последней дело доходит не у каждого. Немаловажную роль в получении разрешения на учебные полеты играет психологическая устойчивость курсанта.

Чтобы считаться профессионалом, учиться придется всю жизнь — причем буквально. Летчики сдают квалификационные экзамены и тесты, изучают пилотирование разных типов судов, подтверждаю полученные знания.

Еще один немаловажный аспект обучения — иностранный язык. Все переговоры с диспетчерами и службами при международных перелетах ведутся на английском. А потому знание языка должно быть не ниже четвертого уровня. Причем не просто в разговорном, а в профессиональном варианте английского, со знанием специализированной терминологии. Языковые курсы часто организуют сами авиакомпании, однако изучение языка — добровольная обязанность пилота, соответственно и затраты на обучение он несет самостоятельно.

Карьера

Выпустившись из летного училища, свежеиспеченный летчик получает квалификацию пилота 2 класса (реже — первого) и допуск на полеты на грузовом судне. Чтобы перейти в пассажироперевозки, ему необходимо «налетать» положенное количество часов, а затем получить допуск на управление уже пассажирским судном, сдав соответствующий экзамен. После этого потребуется изучать пилотирование уже большего по размерам самолета — и так далее, вплоть до Boeing и Airbus.

Марта Спирос, HR-менеджер авиакомпании: «В гражданской авиации огромный дефицит кадров. А потому даже уволенные за какие-либо проступки летчики часто могут тут же устроиться на прежнюю должность в другую авиакомпанию».


Дефицит кадров предлагается покрывать за счет привлечения иностранной рабочей силы. Однако курсанты летных училищ, наоборот, жалуются на сложности с трудоустройством.

По мнению пилота Евгения Фенцера, все дело в амбициях молодых выпускников: «Вот выпустился он — и ему сразу оклад в двести тысяч подавай, на меньшее он не согласен. У него 150 часов налета, ему в транспортники идти не по чину».


Заработок

Профессия пилота одна из самых высокооплачиваемых в стране. И это не преувеличение. По данным Росстата, заработная плата летчиков колеблется в рамках от 90 000 до 450 000 руб. И в эту сумму не входят бонусы. Не зря летчиков в шутку называют «летающими олигархами».

Почти полмиллиона рублей! Внушительная цифра, не правда ли? А теперь давайте разберемся подробнее. Во-первых, статистика озвучивает оклады только летчиков на пассажирских судах, не затрагивая транспортную и уж тем более военную авиацию. Во-вторых, конечная сумма зависит не только от занимаемой должности, но и от типа самолета, и от количества «летных часов» в месяц. И зависимость тут прямая: чем больше самолет, чем выше ответственность, тем больше зарплата. У второго пилота оклад, как правило, на четверть, а то и на треть ниже, чем у капитана воздушного судна.

По данным Росстата, заработная плата летчиков колеблется в рамках от 90 000 до 450 000 руб.

Разумеется, фантастические заработки — не выдумка статистов, и такие оклады существуют. Заработную плату в полмиллиона рублей получают летчики-«международники», специалисты высочайшего класса, обладатели различных сертификатов и допусков. У пилотов на внутренних рейсах оклады поскромнее — 150–200 000 руб.

Неимоверное напряжение, огромная ответственность, постоянные стрессы и напрочь сбитый ритм «день-ночь» — постоянные спутники летчика. Однако весь негатив от такой сложной работы перекрывает кайф от пилотирования стального гиганта и непередаваемое ощущение полета.

Евгений Фенцер, пилот: «А самое главное знаете что? Меня вот сейчас на землю посади, ну хотя бы на месяц — я волком взвою без неба и самолетов. Я потом среди ночи сам, ножками, на своих двоих в аэропорт побегу!»

Почти 10 лет в журналистике. Интересующие темы: финансы, путешествия, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 74238
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19184
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13325
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9873