Предприниматели поневоле: о чем «забыл» Дмитрий Медведев

Предприниматели поневоле: о чем «забыл» Дмитрий Медведев

4949 5 августа, 2016 год

В среду премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что учителям, которые хотят зарабатывать, стоит открыть собственный бизнес. У подавляющего числа педагогов собственный бизнес уже есть, однако для экономики страны это, скорее, плохо, чем хорошо.


Профессия как призвание

Отвечая на вопрос учителя из Дагестана в рамках форума «Территория смыслов» в Казани, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что работа педагога — это призвание. Если есть желание заработать деньги «быстрее и лучше», то учителям стоит открыть свой бизнес.

По данным агентства «Person Agency», средняя заработная плата учителя в России на сегодняшний день составляет 17617 руб. Эти данные менее оптимистичны, чем цифры Росстата (в ведомстве зафиксирована средняя заработная плата 32 тыс. руб.), однако они формируются из той информации, которую педагоги лично присылают агентству. Так, в городе Аксай учитель получает 6 тыс. руб. в месяц, в Казани — 46200 руб. В Сочи, работая на трех работах одновременно, заработная плата учителя составляет 48 тыс. руб.

По данным агентства «Person Agency», средняя заработная плата учителя в России на сегодняшний день составляет 17617 руб.

Стоит учитывать, что при расчете этого показателя использовались доходы педагогов, которые трудятся на Крайнем Севере и Москве, где доходы выше, чем в остальных регионах страны. Важно и то, что большую часть заработка учителя составляет не постоянный оклад, а стимулирующие и компенсационные выплаты и доходы, которые формируются по итогам увеличения нагрузки на преподавателей.

Для сравнения напомним, что в I полугодии 2015 года, по данным Росстата, заработная плата госслужащих составила 96,5 тыс. руб., показав рост на 4% по сравнению с 2014 годом.

По мнению Натальи Владимировой, основателя международного образовательного проекта Ubuntu Mail, работа по призванию должна хорошо оплачиваться, а предлагать учителям найти сторонние методы заработка не только цинично, но и может пагубно повлиять на уровень образования в РФ в недалеком будущем, остановив приток молодых специалистов.

«Учитель — человек с высшим образованием, — комментирует Наталья Владимирова. — Когда он выходил из вуза, то на его выбор идти в школу или куда-то еще влияет величина стартовой заработной платы. Мы хотим получить молодых квалифицированных педагогов? В этом случае, нам нужно обеспечить высокую стартовую зарплату. Нужно сравнивать ее с зарплатой человека с высшим образованием, а не со средней зарплатой дворника, разнорабочего и т. д. Действительно, если старые педагоги еще помнят, что работать надо за идею, то молодым людям эту идею никто в голову не вкладывал. Сегодня выбор специальности, в первую очередь, зависит от возможности трудоустройства, заработной платы и наличия бюджетных мест».



Однако по мнению Вячеслава Тертуса, директора компании DELUS LLC, премьер-министр абсолютно прав в своем высказывании: «Или ты учишь детей и тебе все равно, какая у тебя зарплата, потому что жить без этого не можешь, или иди заниматься бизнесом. Я сам знаю пять-шесть человек, которые уходили из школы и занимались бизнесом. За счет знаний психологии и умения управлять людьми они быстро становятся успешными».

«У каждого из нас есть выбор — идти работать в школу, в больницу, в бизнес, наконец, — комментирует Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса „Деловые люди“. — И, кстати, не так уж много в бизнесе денег зарабатывается, а если и зарабатываются, то кровью и потом, к этому тоже надо быть готовыми. С другой стороны, государству стоит задуматься о том, чтобы лучшие (подчеркиваю это!) педагоги не покидали школу из-за невозможности прожить на те зарплаты, что им платит бюджет».




Профессия как бизнес

В июне текущего года в России было зафиксировано 30 млн человек, которые имеют постоянные или временные неофициальные заработки. Это чуть более 40% населения страны.

Отвечая на вопрос «Кто эти люди?», в одном из интервью Никита Кричевский, председатель экспертного совета «Опоры России», д.э.н., ответил: «Это, например, репетиторы. Школьные учителя или преподаватели вузов зачастую помимо основной работы дают платные частные уроки, доходы за которые, естественно, не декларируют. Это врачи, которые имеют официальную лицензию и работу, но подрабатывают частной практикой. Это няни, это домработницы. Это многие виды профессий бюджетной сферы».



Другими словами, не дожидаясь помощи государства, педагоги давно научились совмещать и призвание, и бизнес. Однако бюджет страны не получает значительную часть доходов от такого «предпринимательства», а система образования страны могла бы развиваться более эффективно, если бы педагоги были погружены только в свою профессию, не задумываясь, как им прокормить семью.

Не дожидаясь помощи государства, педагоги давно научились совмещать и призвание, и бизнес.

Чтобы «выйти из тени» и стать законным предпринимателем, необходимо понимать, что этот труд — не менее тяжелый, чем профессия педагога. «Не так уж много в бизнесе денег зарабатывается, а если и зарабатываются, то кровью и потом, к этому тоже надо быть готовыми», — комментирует Ольга Косец.

Однако эксперты не считают данную проблему серьезной. «Мне смешно говорить о том, что нелегальное репетиторство наносит стране урон, — комментирует Вячеслав Тертус. — Урон стране наносят фирмы-однодневки, присасывающиеся к бюджету страны. Репетиторство, сетевые продажи косметики и прочее служит способом выживания населения ввиду низких зарплат».



«На мой взгляд, весь этот „сторонний промысел“ педагогов — из-за нерешительности сделать выбор, — рассуждает Ольга Косец, — а также из-за желания усидеть на двух стульях — и в школе на бюджетном финансировании остаться, для некоторых — любимым делом заниматься, и денег заработать. В результате, как вы думаете, кто страдает? Страдают дети, на которых сливается вся раздраженность и усталость педагога, который не в состоянии хорошим педагогом в такой ситуации быть. Честнее, пусть и морально сложнее — определиться. Тем более, что помним — воспитываем мы детей не столько красивыми словами, сколько своим примером. Ребенок же, видя такой раздрай в душе педагога и несоответствие в его поведении, получает и душевную травму, и не слишком-то приглядный урок на всю жизнь».

Жизнь педагогов

«Я проработала учителем начальных классов в одной школе более 25 лет, — рассказывает Татьяна Маслова, житель Воронежской области. — Четыре года назад моя заработная плата, со всеми надбавками, составляла 10 тыс. руб. в месяц. Прожить на эти деньги семье из трех человек было невозможно, а нагрузка была колоссальная. Поэтому, несмотря на то, что выбирала свою профессию я осознанно и очень люблю детей, я решила уйти из школы. Последние четыре года я работаю няней и по совместительству — распространителем косметики. Официально я не трудоустроена».

«Вот уже несколько лет подряд я зарабатываю себе на жизнь репетиторством. Преподаю английский язык, готовлю детей к поступлению в вузы, — рассказывает Ольга Пахомова, житель Белгородской области. — Я не открывала свое дело. У меня много клиентов из школы, в которой я работаю. Репетиторство приносит мне дополнительные 35 тыс. в месяц. Моя заработная плата учителя английского языка в средней школе составляет 12 тыс. руб.».



Комментируя слова Дмитрия Медведева, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что рост зарплат учителей напрямую связан с выполнением майских указов президента России Владимира Путина. В соответствии с этими указами, заработные платы учителей должны быть не ниже среднего заработка по региону. По словам Дмитрия Пескова, эти параметры никто не пересматривал. Однако далеко не все регионы смогли выполнить эти указы. Основная причина — очевидна: недостаток финансирования. Учитывая текущее состояние российской экономики, педагогам вряд ли стоит ожидать скорейшего увеличения заработных плат. Властям же в этом случае, не скоро удастся вывести малый бизнес из тени.

Задача педагога, в конечном счете, как отметил учитель из Дагестана, заключается в «воспитании образованной молодежи», которая способна создавать развивающийся бизнес, помогающий успешному развитию экономики страны.

Вот только вынужденная необходимость думать о хлебе насущном вряд ли способна обеспечить счастливую возможность работать ради призвания.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70498
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18747
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12975
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9709