5 способов добровольной монетизации

5 способов добровольной монетизации

3481 15 июля, 2016 год

Многие авторы и правообладатели сталкиваются с проблемой «воровства» материалов. Книги, фильмы, статьи, ролики, записи в блоге — все это тиражируются бесплатно и без ведома автора, не принося ему ни копейки. Для решения этой проблемы и примирения правообладателей и потребителей и придумали добровольную монетизацию.

Добровольная монетизация — это вид получения прибыли от продажи уникального контента или пользования сервисом. Его особенность в свободной форме поощрения пользователями проекта. То есть, потребитель добровольно вносит сумму, которую считает уместной.

«Авторские тексты сложно защитить от копирования как целиком, так и частично. Недаром в digital-среде стало так распространено явление рерайтинг, то есть переписывание, адаптации текстов. Формально авторские права могут быть не нарушены, но интеллектуальная ценность продукта перенесена с потерей качества», — говорит профессор факультета журналистики Челябинского государственного университета Е. И. Морозова.



Автор на создание контента тратит собственные ресурсы: деньги, силы, творческий потенциал и личное время. Всё, что было вложено в продукт, должно работать на его окупаемость, иначе проект будет убыточным. Речь идет и о прибыли, которую автор может вложить в развитие проекта, тем самым повысив его объём и качество.

В офлайне авторы могут выпустить книгу, установить на нее цену и ждать денег. Обычные бизнесмены производят товар, обозначают на него цену и окупают затраченные на производство ресурсы. В интернете ситуация противоположная. Книгу, выпущенную в электронном формате, скопируют быстрее, чем бумажную, не заплатив за нее ни копейки. Как и любой продукт: песни, фильмы, художественные и театральные постановки, снятые на пленку. Всё собирается, цифруется и тиражируется абсолютно даром, а с помощью торрент-трекеров приобретает невероятные масштабы распространения.

«Всегда часть аудитории будет явными любители халявы. Они никогда не заплатят даже за полезный и интересный контент. Просто принципиально, потому что не хотят. Поэтому к монетизации контента надо подходить очень аккуратно и иметь в виду, что способы монетизации могут быть разными. Они не ограничиваются платным доступом к материалам, платной e-mail рассылкой или банальной рекламой с «Гугла» или «Яндекса»,- рассказывает Юлия Донская, специалист по контент-маркетингу.



Разберем каждый из способов добровольной монетизации.

1. Пожертвования. Пользователям и потребителям интеллектуальной собственности предлагается добровольно внести сумму на поддержание развития проекта. Естественно, на этот шаг идет не вся аудитория. Из-за того, что контент в полном объёме можно получать и бесплатно пользователи делятся на 2 категории:

— «А зачем платить, если всё и так доступно?» Но один момент: бесплатно — не всегда означает качественно.

— «Найдутся те, кто без меня заплатит». Обычно те, кто платит, в критическом меньшинстве и поэтому проект не получает должной поддержки.

Часто создатели проектов размещают кнопку для мгновенных переводов с подписями «Сказать спасибо» или «На кофе создателям». Интерсное решение придумали авторы «Типографа» (сервис для верстки текстов). В шапке сайта они пишут, сколько текстов помог исправить «Типограф» пользователю и предлагают помочь сервису.

2. Реклама. Поддерживать проект можно не только финансово, но и путём распространения информации о нём. Минимальный вклад в развитие любого проекта можно сделать путем репоста материала к себе на страницу с указанием авторства.

3. Одноразовый платёж. Ещё один вид монетизации. В качестве альтернативы человеку предлагается купить товар. Обычно это происходит после того, как он уже воспользовался им бесплатно и оценил все преимущества. В чем-то сходно с вариантом «пожертвования», однако платеж здесь становится обязательным.

Интересный пример с таким видом монетизации продемонстрировала группа Radiohead. Альбом «In Rainbows» предлагалось купить по любой цене, которую обозначит сам покупатель. Пользователи в среднем оценили каждую проданную пластинку в 4 фунта, собрав 5 млн фунтов в сумме.

4. Подписка. Пользователь оплачивает ежемесячный, либо ежегодный взнос и получает полный доступ к публикуемым материалам. Либо к эксклюзивным материалам, которых нет в свободном доступе. Нарастив приличную базу подписчиков, проект может позволить себе повысить уровень качества контента, его объёмы и уникальность. Площадка благодаря такому способу добровольной монетизации получает стабильное продолжительное финансирование.

5. Премиум-статус. Способ, реализованный многими создателями сайтов и площадок. Человек, попадая впервые на сайт, получает доступ к ограниченному функционалу, который позволяет пользоваться ресурсом в полной мере. Своеобразный базовый набор. Однако ресурс предлагает и платный доступ, который расширяет возможности пользователя.

У добровольной оплаты контента, конечно же, есть будущее. Однако оно строится не на принуждении к оплате и не на изъятии материалов из публичного доступа, а на формирующемся гражданском самосознании.

На Западе, где культура потребления контента находится на более высоком уровне, проблема финансирования проектов находится в стадии решения. В России пока только малая часть общества готова расстаться со своими сбережениями в пользу качественного материала, но число тех, кто готов, все же растет.

Почти 10 лет в журналистике. Интересующие темы: финансы, путешествия, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71876
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18869
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13060
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762