Бизнес в кризис: из студенческого проекта в большую жизнь

Бизнес в кризис: из студенческого проекта в большую жизнь

4793 4 мая, 2016 год

Аня Стогова, управляющий партнер Клуба Носителей Языка (Native Speakers Club), рассказала Dailymoneyexpert, как создать успешный бизнес-проект с нулевыми вложениями, какие решения помогут работать в кризис и как экономика России развивает гибкость в предпринимателях.


Бизнес как продолжение образа жизни

На вопрос о том, почему было решено развивать именно такой непростой вид бизнеса, Аня отвечает фактами в хронологическом порядке, начиная с детства. «С первого класса я изучала французский язык, выигрывала городские олимпиады. С 12 лет подрабатывала — от расклейки объявлений и уборщицы офисов до младшего научного сотрудника компании, занимающейся космическими разработками. Я пришла в проект, будучи студенткой экономического факультета Высшей школы экономики (ВШЭ), затем получила магистерскую степень во Франции, в Сорбонне, что, безусловно, помогло мне в развитии бизнеса. Также я состояла в студенческой организации AISEC, где и получала первый опыт общения с иностранцами, и это только усилило желание заниматься Клубом Носителей Языка».

Совместить приятное с полезным и сделать из этого дело всей жизни — мечта каждого человека.

Совместить приятное с полезным и сделать из этого дело всей жизни — мечта каждого человека. Любимые занятия Ани — путешествия, получение новых знаний, личностное развитие. Все это она успешно реализует в своем проекте. «Я поняла, что хочу связать профессиональную жизнь с языками и образованием, и с энтузиазмом присоединилась к проекту однокурсника».

По мнению Ани, есть лишь два максимально эффективных способа изучения иностранного языка: погружение в языковую среду и индивидуальные уроки с носителем языка. «Мы с мужем любим путешествовать, но всегда возвращаемся в Москву, у нас по всему миру друзья-иностранцы, мы активные пользователи couchsurfing.com, поэтому могу с уверенностью сказать, что этот бизнес является продолжением нашего образа жизни».

Единственная инвестиция — интеллект

«На начальном этапе, — вспоминает Аня, — занятия проводились индивидуально с парой знакомых носителей языка, а первыми сотрудниками стали такие же студенты НИУ ВШЭ и МГУ, как и мы. У нас не было ни полноценного сайта, ни офиса, был студенческий проект, который мы начали развивать. Нам здорово помог бизнес-инкубатор Вышки, в котором мы выиграли конкурс».

Клуб начал приносить прибыль практически сразу. Ане удалось избежать мучительного для многих предпринимателей «срока окупаемости». На операционную прибыль вышли буквально с первого клиента. Капиталовложения были лишь интеллектуальные.

Жюри вынесло вердикт: мы слишком хороши и, очевидно, справимся и без поддержки спонсоров.

«В 2006 году мы выиграли конкурс бизнес-инкубатора ВШЭ, в подарок получили год бесплатного офиса, а также консультации от экспертов Школы. Но это был не первый наш конкурс. Мы участвовали в еще одном бизнес-конкурсе, где главным призом была сумма в $5 тыс. Но в итоге мы выиграли приз зрительских симпатий — большую коробку с книгами по бизнес-тематике. Жюри вынесло вердикт: мы слишком хороши и, очевидно, справимся и без поддержки спонсоров».

Первый офис Клуба Носителей Языка располагался в центре столицы — на Покровском бульваре, в одном из учебных зданий ВШЭ. Начинающие предприниматели параллельно получали консультации преподавателей, касающиеся развития проекта.

Ходьба по подводным камням

Сегодня при выборе способа изучения иностранного языка, люди, имея на то средства, отдают предпочтение преимущественно носителям. Однако когда появился Клуб, Ане и ее команде приходилось придумывать различные способы привлечения клиентов — в далеком 2006-м словосочетание «носитель языка» россиянам было незнакомо.

JS2A0782

«Когда мы только начинали вести бизнес, Клуб Носителей Языка был единственной компанией, предоставляющей услуги индивидуального обучения с носителями, — вспоминает Анна. — Были носители языка в школах, были репетиторы, но компаний, предоставляющих широкий выбор преподавателей-носителей, тогда еще не существовало. У нас были собрания, на которых мы придумывали, как продвигать это понятие в массы».

Однажды смелая команда Клуба Носителей Языка сняла ролик об изучении английского, который отправила в Канны на фестиваль рекламы. «У нас работал очень креативный парень, менеджер по маркетингу, Марат Жидков, который хотел развиваться и в других направлениях, поэтому мы поддержали его идею о создании необычного видео. Мы привлекли моделей и съемочную группу, написали сценарий и сняли ролик, который получился в стиле „sex sales“. Он не прошел в финал, тем не менее, мы им гордимся», — рассказывает Аня Стогова.

Несмотря на то, что в последние годы самообразование является выгодной инвестицией, кризис пробрался и в эту сферу деятельности.

«Во-первых, наши преподаватели привыкли вести расчеты в иностранной валюте, — рассказывает руководитель Клуба Носителей Языка. — Колебание курса привело к панике некоторых преподавателей, часть из них уехала из России, так как уровень заработка снизился». Во-вторых, мы постоянно сталкиваемся с юридическими сложностями и вынуждены гибко реагировать на внешнюю политику нашей страны. «Законодательство и политическая ситуация в России меняются часто, и нам постоянно приходится подстраивать свои бизнес-процессы под эти изменения».

Тем не менее, в мире не существует ни одной неразрешимой ситуации. «Бизнес и есть ходьба по подводным камням, к которой привыкаешь», — с оптимизмом резюмирует Аня Стогова.

В сфере обучения иностранным языкам таких подводных камней более чем достаточно.

Так, один и очень серьезный — сезонный фактор. Летом люди отдыхают от всего, в том числе и от обучения. «В первый раз столкнулись с резким падением продаж, для нас это было настоящее испытание. Мы попали в кассовые разрывы, и не знали, как с этим справляться, поскольку опыта ведения бизнес-проектов ни у меня, ни у партнера на тот момент не было». Еще один серьезный, по мнению Ани, подводный камень, — персонал. «К сожалению, бывали случаи, когда преподаватели не оправдывали надежд, мы поняли, что наличие сертификата на преподавание — не единственный критерий профессионализма, и нам пришлось выработать собственную методику отбора педагогов в Клуб».

Плюсы и минусы кризиса

«К сожалению, кризис сказался на продажах. Некоторые преподаватели чувствуют нестабильность экономической ситуации и уезжают к себе на родину. Нам приходится искать новых и, к счастью, это пока удается. В целом, уровень спроса на образовательные услуги в Москве немного снизился».

Уровень спроса на образовательные услуги в Москве немного снизился.

Для сокращения издержек несколько месяцев назад приняли стратегическое решение: часть сотрудников перешли на удаленную работу. В Клубе Носителей Языка работают жители регионов России и других стран. «Это позволяет нам отбирать лучшие кадры и экономить на издержках», — рассказывает Анна. Преподаватели Клуба — члены экзаменационных комиссий зарубежных экзаменов, авторы учебников.

В качестве положительного момента Аня отмечает, что за счет колебаний курса цены в Клубе приблизились по ценам с онлайн-курсами с носителями (которые работают за границей и тарифицируют занятия в долларах и евро).

Средняя стоимость академического часа с профессиональным педагогом-носителем языка составляет 1600 руб. На сайте Клуба отмечается, что индивидуальные курсы с носителем на 30% дешевле обычных групповых занятий, если учесть время, затраченное на достижение поставленных целей. «В кризис мы заметили отток среднего класса примерно на 20%. На спрос со стороны наших основных клиентов vip-уровня кризис не оказал влияния», — рассказывает Аня.

Руководитель Клуба уверена: ведя бизнес в России, принимать антикризисные решения приходится постоянно. «Такова особенность нашей экономики». Именно поэтому Анна, как и большинство российских предпринимателей, приобрела такие навыки, как гибкость и способность приспосабливаться к изменениям. «В последние несколько месяцев, например, мы вышли на B2B-рынок и начали привлекать корпоративных клиентов».

Курс на онлайн

Эксперты отмечают — на рынке обучения иностранным языкам наметился устойчивый тренда к онлайн-образованию. Так, по данным онлайн-школы английского языка Skyeng, количество учеников в школе за последний год выросло в 3,5 раза.

Необходимость онлайн-уроков признает и Аня Стогова: «Каждый день к нам поступают обращения с запросом на онлайн-обучение с носителями языка. Пока это не наша вотчина: модель онлайн-обучения — это другая модель бизнеса, и ее нужно настраивать с нуля». Тем не менее, основатель Клуба отмечает, что работа в этом направлении уже начата. «Вероятно, в ближайшем будущем порадуем клиентов такой новой услугой. Мы знаем, что не все могут себе позволить очные занятия с носителями, а онлайн-модель даст возможность большему количеству людей получить доступ к носителям языка».

Мы знаем, что не все могут себе позволить очные занятия с носителями, а онлайн-модель даст возможность большему количеству людей получить доступ к носителям языка.

Из студенческого проекта Клуб Носителей Языка вырос в полноценную компанию, которая ведет деятельность без привлечения дополнительных инвестиций. Не так давно Клуб начал развивать филиальную сеть. Его представители сегодня работают в Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Клуб Носителей Языка принимает активное участие в модернизации системы российского образования.

«На наш взгляд, традиционная система немного устарела, существует несколько атавизмов, которые необходимо менять, — уверена Анна. — Поэтому наш новый проект — Native Speakers Cafe, школа нового поколения, где обучение строится так, чтобы поддерживать заложенный природой интерес к познанию. Мы переживаем, когда видим, что в ряде традиционных школ в силу разных причин не дают ребенку полностью раскрыть творческий потенциал. То же самое происходит и в университетах. С помощью этого пилотного проекта мы хотим показать, что обучаться иностранному языку легко и весело. Мы будем вдохновлять людей на обучение, показывать им, что это легко и классно». Сегодня Клуб — партнер крупнейшей олимпиады среди частных школ Москвы «Intellectual Kings».

В ближайших планах Клуба — выход на международный уровень.

10464264_736273553107108_140079472373136614_n

Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng:


Международная практика показывает, что основной тренд — персонализация обучения. Получение знаний под конкретные нужды и быстрое внедрение этих знаний в практику — вот главная тенденция. Все больше учеников хотят получать быстрый возврат инвестиций, вложенных в образование и контролировать результат.

Одно из препятствий для развития офлайн-школ — необходимость покупать пакеты уроков по достаточно высокой цене. В онлайне гораздо легче учиться мелкими порциями и контролировать результат обучения.

Если говорить об онлайн-обучении, то тут главное препятствие — инерция мышления. Люди не знают про возможности учиться языку дистанционно, а многие не доверяют онлайну. Интересно, что те наши учащиеся, кого мы «перехватили» на пути в офлайновые языковые школы благодарны, что мы им сэкономили половину стоимости обучения. А те, кто уже заплатил деньги офлайновым центрам, не хотят слушать про онлайн и отстаивают свой выбор как единственный правильный.





Снимок экрана 2016-05-04 в 13.07.21

Сундалов Максим, учредитель и руководитель EnglishDom.com:


«Центры иностранных языков обычно создаются не бизнесменами, а учителями и, как следствие, не видят рынка и потребностей потребителя. Ведь поколение миллениалов и тех, кто преподают — совершенно разные люди, и надо это учитывать. А вот различные онлайн-стартапы как раз учитывают специфику рынка и потребностей пользователей, анализируют поведение учеников с помощью современных алгоритмов и могут предложить то, что человек искал.

Ученики не хотят учить, зубрить и тратить время на дорогу, не хотят таскать тяжелые учебники. Все это давно можно делать онлайн в игровой форме. И кто не предложит им этого — начнет терять учеников.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73705
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19113
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13269
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9853