Людмила Ржаницына: «Пора перестать быть комитетом по управлению делами богатых»

Людмила Ржаницына: «Пора перестать быть комитетом по управлению делами богатых»

4707 31 марта, 2016 год

80% населения России живут в бедности, 30% — в нищете. Такие цифры озвучили эксперты на конференции «Бедность. Богатство. Неравенство: причины и альтернативы», прошедшей в рамках Московского экономического форума. О том, смогут ли россияне зарабатывать больше, поговорили с Людмилой Ржаницыной, д.э.н., заслуженным экономистом РФ, главным научным сотрудником Института экономики РАН, профессором РАНХиГС.


Россия сейчас — это страна бедных или богатых?

Самая главная проблема — социальная пропасть между богатыми и бедными. Бедные — это те, кто имеет менее 9 000 руб. в месяц.

А по богатству — я ссылаюсь на зарубежные источники, потому что в России мы богатство не изучаем, — выяснилось, что мы самые богатые. 1% населения России имеет 71% личных активов. Личные активы — это не только сбережения, не только деньги, это и акции, земля, пароходы, т. е. имущество в любом виде. В мире этот показатель — 46%.

1% населения России имеет 71% личных активов.

Бедность бывает разной — демографической и экономической. Демографическая бедность — это многодетность, одиночество, инвалидность, а экономическая — это ситуация, когда вы не можете зарабатывать столько, чтобы нормально жить, воспитывать ребенка, его содержать. В России у нас экономическая бедность. Ее опасность в том, что никакой экономический рост не возможен, когда нет соответствующего работника, мотивированного, осознанного.

Вы считаете, что компании сознательно не доплачивают сотрудникам или у них нет все-таки не хватает средств платить больше?

Есть поговорка: «Дитя не плачет, мать — не разумеет». Предприниматель никогда не будет просто так делиться своим доходом, он должен понимать, зачем это делать. Если не будет представительства рабочего движения, если работники не докажут, что при высокой зарплате, они будет лучше работать, приносить прибыль бизнесу, то вряд ли что-то изменится. Да, у нас не доплачивают, потому что прибыль растет быстрее, чем зарплата.

Да, у нас не доплачивают, потому что прибыль растет быстрее, чем зарплата.

На заседании в ходе Московского экономического форума я говорила, что прибыль в кризисный год увеличилась в 1,5 раза, при том, что у нас снизилась реальная зарплата. Я ведь не говорю о каком-то резком повышении зарплаты, я говорю о зарплате, достаточной для воспроизводства рабочей силы. А воспроизводство рабочей силы — справедливое содержание работника и его семьи. Я знакома с американским женским движением, у которого была программа для расчетов, и мы ее потом тоже использовали, и предполагалось, что зарплата сотрудника должна позволять содержать ребенка.

Ваш прогноз касательно России?

Наше управление должно перестать быть комитетом по управлению делами богатых. Простой пример, Справедливая Россия предлагала ввести налог 15% на 27 млн фонда зарплаты, и это не прошло. А что такое 27 миллионов? Это месячная зарплата Мильнера, главы Газпрома. Общество должно давить на это.

Беда в том, что в России общество не привыкло к общественному выражению своего мнения.

Но беда в том, что в России общество не привыкло к общественному выражению своего мнения. Гражданское общество у нас не развито, а власть сопротивляется. Но двигаться придется. Потому что мы живем в глобальном мире, технологии — двигатель развития, а они невозможны без людей. А люди хотят хорошую зарплату за свой труд, поэтому если предприниматель заинтересован в хорошем сотруднике, то должен платить достойно.

Высшее психологическое образование. Интересующие темы: экономика, политика, лоббизм, GR.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73603
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19108
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13263
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9849