Долговая экзотика: самые необычные облигации

Долговая экзотика: самые необычные облигации

7421 21 марта, 2016 год

Большинство облигаций похожи друг на друга по целям, схемам выплат и условиям выпуска. Однако на долговом рынке встречаются и «экзотические» бумаги, которые дают возможность внести вклад в улучшение экологии или получить проценты шоколадом. DailyMoneyExpert подготовил обзор нестандартных облигаций и оценил их рентабельность.


Традиции против экзотики

Современный долговой рынок предоставляет инвесторам разнообразные идеи для вложений. Кроме бумаг со стандартными параметрами можно приобрести облигации, дающие временное право собственности, или вложиться в «экологические» бонды. Правда, доля необычных облигаций невелика. Как правило, эмитенты и покупатели все же предпочитают традиционные бумаги.

«Экзотические облигации конструируются и используются в нестандартных условиях (кризисные явления и прочие ограничения), когда традиционные инструменты фондового рынка не могут соответствовать интересам инвесторов или эмитентов. Нестандартность может заключаться в экономическом, географическом, конфессиональном аспектах», — комментирует директор департамента финансов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Мотуз.

«Зеленые» облигации

На фоне растущего интереса к экологии и климатическим изменениям игроки мирового долгового рынка все чаще обращают внимание на «зеленые» облигации.

«Эти бумаги выпускаются для финансирования проектов по охране окружающей среды, улучшению экологии и рациональному использованию природных ресурсов. Эмитент должен направить полученную выручку строго на такие проекты. Обычно проекты, на которые пойдут средства, отбираются заранее и на момент эмиссии известны», — объясняет Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента «Альпари».



В феврале текущего года компания Apple осуществила крупный выпуск облигаций, в который вошли семилетние «зеленые» бумаги. Из российских эмитентов пока никто не решился на «экологические» бонды, хотя в прошлом году о такой возможности заявлял «Норникель».

Как отмечает директор филиала QBF Ekaterinburg Кирилл Соболев, «зеленые» облигации Apple — скорее, маркетинговый шаг, а не введение нового инструмента.

«Для зарубежных корпораций это возможность продемонстрировать приверженность стратегии устойчивого развития. Подобные облигации не распространены в развивающихся странах. Для российского инвестора данный тип бондов не представляет особого интереса, так как доходность по американским бумагам в 2–3 раза ниже, чем по российским евробондам», — говорит эксперт.




Сукук

Куда большей популярностью пользуется исламский эквивалент облигаций — сукук (в переводе с арабского — «чек, расписка»). Сукук принято называть облигациями, но это определение не совсем корректно: речь идет скорее о средстве секьюритизации активов. Инвестор получает задокументированное право на владение конкретным активом (недвижимостью, бизнесом, поступлениями от аренды). Соответственно, доход представляет собой не проценты, а прибыль от актива. Сукук одновременно должен гарантировать инвестору доходность и соответствовать требованиям шариата.

Сукук — востребованный инструмент среди инвесторов. По словам ведущего аналитика отдела информации и анализа мировых рынков ИК «ФИНАМ» Зарины Саидовой, спрос на сукук почти всегда значительно превышает предложение. При этом среди покупателей часто доминируют представители западных стран.

«Мировой рынок сукук — быстрорастущий, год за годом на него выходят новые эмитенты. Этот инструмент интересен не только мусульманскому миру — эмитентами государственных сукук за последние годы выступали и немусульманские страны. Сукук интересны институциональным инвесторам, так как являются важным инструментом управления ликвидностью и привлекают своей надежностью. Вряд ли такой инструмент интересен инвесторам с агрессивной стратегией, нацеленных на повышенную доходность; но для осторожных и неторопливых вложения в сукук вполне актуальны», — считает Саидова.




«Музыкальные» облигации

Несколько лет популярными на Западе были облигации, выпущенные успешными музыкантами. Обеспечением по «музыкальным» бондам служили доходы от уже проданных альбомов и будущие гонорары исполнителей. Фактически это была секьюритизация: процентные платежи по облигациям гарантировались сравнительно устойчивыми денежными потоками.

«Подобные инструменты появились еще в 90-е годы прошлого века. Одним из самых известных примеров „музыкальных“ бондов стали облигации, выпущенные в 1997 году Дэвидом Боуи. Под роялти от выпущенных до 1990 года альбомов он успешно привлек на рынке $55 млн», — указывает Сергей Мотуз. Дебют был настолько удачен, что такие бумаги стали называться «облигациями Боуи» (Bowie bonds).



На волне успеха Дэвида Боуи его примеру последовали и другие исполнители: Род Стюарт, Джеймс Браун, группы Isley Brothers и Ashford & Simpson. Но востребованность таких бумаг быстро сошла на нет: уже в начале нового века пользователи получили возможность найти бесплатную музыку в интернете и перестали покупать альбомы. В итоге «музыкальные» бонды канули в небытие.

«Съедобные» облигации

Еще один необычный формат ценных бумаг, появившийся на Западе, — «съедобные» облигации. Сами бумаги ничем не отличаются от обычных, а вот проценты по ним эмитент выплачивает едой. Британский производитель шоколада Hotel Chocolat дважды выпускал такие облигации: в 2010 и 2014 годах (на 4,2 млн фунтов и 10 млн фунтов соответственно). В качестве процентов инвесторы получали определенное количество шоколада и конфет в зависимости от размера вложений.

Другой британский бренд, Chilango, частично заменила проценты по своим бумагам едой. Компания, владеющая сетью ресторанов мексиканской кухни, пару лет назад выпустила буррито-бонды на 3 млн британских фунтов. Ставка по бумагам была установлена на уровне 8% годовых. При этом каждый инвестор, который приобрел облигации на сумму более 10 тыс. фунтов, получил право на один бесплатный буррито в день в любом ресторане сети.

Обе компании успешно разместили свои «съедобные» облигации, но необходимые для развития суммы они могли получить и в виде банковского кредита. Выпуск необычных бондов, по сути, был рекламной акцией, привлекающей внимание к брендам.

Именно в этом и заключается главный недостаток нестандартных бондов (кроме, пожалуй, сукук). И для эмитентов, и для инвесторов это, скорее, имиджевый инструмент. На локальном долговом рынке шансы необычных бондов и вовсе близки к нулю.

«Российский рынок облигаций востребован лишь у юридических лиц, которые покупают корпоративные облигации. Среди физических лиц интерес к рынку облигаций в России низкий, россиянам не интересно вкладывать деньги в обычные долговые ценные бумаги, а в экзотику тем более. Это лишено всякого смысла, так как их доходность часто равна либо даже ниже процента по банковскому депозиту. Инвестировать в облигации стоит только в случае высокой доходности и надежности», — заключает Анна Кокорева.



Неудивительно, что подобные бумаги так и остаются экзотикой в портфелях инвесторов.

Работает журналистом более 7 лет. Любит и умеет писать про экономику и финансы. В сфере интересов макроэкономика, денежный рынок, кредиты, облигации, валюта.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73560
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19106
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13261
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9848