Большинство облигаций похожи друг на друга по целям, схемам выплат и условиям выпуска. Однако на долговом рынке встречаются и «экзотические» бумаги, которые дают возможность внести вклад в улучшение экологии или получить проценты шоколадом. DailyMoneyExpert подготовил обзор нестандартных облигаций и оценил их рентабельность.
Традиции против экзотики
Современный долговой рынок предоставляет инвесторам разнообразные идеи для вложений. Кроме бумаг со стандартными параметрами можно приобрести облигации, дающие временное право собственности, или вложиться в «экологические» бонды. Правда, доля необычных облигаций невелика. Как правило, эмитенты и покупатели все же предпочитают традиционные бумаги.
«Экзотические облигации конструируются и используются в нестандартных условиях (кризисные явления и прочие ограничения), когда традиционные инструменты фондового рынка не могут соответствовать интересам инвесторов или эмитентов. Нестандартность может заключаться в экономическом, географическом, конфессиональном аспектах», — комментирует директор департамента финансов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Мотуз.
«Зеленые» облигации
На фоне растущего интереса к экологии и климатическим изменениям игроки мирового долгового рынка все чаще обращают внимание на «зеленые» облигации.
В феврале текущего года компания Apple осуществила крупный выпуск облигаций, в который вошли семилетние «зеленые» бумаги. Из российских эмитентов пока никто не решился на «экологические» бонды, хотя в прошлом году о такой возможности заявлял «Норникель».
Как отмечает директор филиала QBF Ekaterinburg Кирилл Соболев, «зеленые» облигации Apple — скорее, маркетинговый шаг, а не введение нового инструмента.
Сукук
Куда большей популярностью пользуется исламский эквивалент облигаций — сукук (в переводе с арабского — «чек, расписка»). Сукук принято называть облигациями, но это определение не совсем корректно: речь идет скорее о средстве секьюритизации активов. Инвестор получает задокументированное право на владение конкретным активом (недвижимостью, бизнесом, поступлениями от аренды). Соответственно, доход представляет собой не проценты, а прибыль от актива. Сукук одновременно должен гарантировать инвестору доходность и соответствовать требованиям шариата.
Сукук — востребованный инструмент среди инвесторов. По словам ведущего аналитика отдела информации и анализа мировых рынков ИК «ФИНАМ» Зарины Саидовой, спрос на сукук почти всегда значительно превышает предложение. При этом среди покупателей часто доминируют представители западных стран.
«Музыкальные» облигации
Несколько лет популярными на Западе были облигации, выпущенные успешными музыкантами. Обеспечением по «музыкальным» бондам служили доходы от уже проданных альбомов и будущие гонорары исполнителей. Фактически это была секьюритизация: процентные платежи по облигациям гарантировались сравнительно устойчивыми денежными потоками.
На волне успеха Дэвида Боуи его примеру последовали и другие исполнители: Род Стюарт, Джеймс Браун, группы Isley Brothers и Ashford & Simpson. Но востребованность таких бумаг быстро сошла на нет: уже в начале нового века пользователи получили возможность найти бесплатную музыку в интернете и перестали покупать альбомы. В итоге «музыкальные» бонды канули в небытие.
«Съедобные» облигации
Еще один необычный формат ценных бумаг, появившийся на Западе, — «съедобные» облигации. Сами бумаги ничем не отличаются от обычных, а вот проценты по ним эмитент выплачивает едой. Британский производитель шоколада Hotel Chocolat дважды выпускал такие облигации: в 2010 и 2014 годах (на 4,2 млн фунтов и 10 млн фунтов соответственно). В качестве процентов инвесторы получали определенное количество шоколада и конфет в зависимости от размера вложений.
Другой британский бренд, Chilango, частично заменила проценты по своим бумагам едой. Компания, владеющая сетью ресторанов мексиканской кухни, пару лет назад выпустила буррито-бонды на 3 млн британских фунтов. Ставка по бумагам была установлена на уровне 8% годовых. При этом каждый инвестор, который приобрел облигации на сумму более 10 тыс. фунтов, получил право на один бесплатный буррито в день в любом ресторане сети.
Обе компании успешно разместили свои «съедобные» облигации, но необходимые для развития суммы они могли получить и в виде банковского кредита. Выпуск необычных бондов, по сути, был рекламной акцией, привлекающей внимание к брендам.
Именно в этом и заключается главный недостаток нестандартных бондов (кроме, пожалуй, сукук). И для эмитентов, и для инвесторов это, скорее, имиджевый инструмент. На локальном долговом рынке шансы необычных бондов и вовсе близки к нулю.
Неудивительно, что подобные бумаги так и остаются экзотикой в портфелях инвесторов.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы