Дьявол носит Prada, или Реальные перспективы стажеров в России

Дьявол носит Prada, или Реальные перспективы стажеров в России

5777 23 октября, 2015 год

Наверняка вы смотрели фильмы «Дьявол носит Prada», «Стажер», «Несколько хороших парней» и примерно представляете себе, чем занят внештатный сотрудник на должности ассистента или стажера. Но в фильмах показана лишь часть правды, как правило, сильно приукрашенная. Чем же на самом деле занимаются стажеры, и для чего они нужны большим и маленьким компаниям.


Для чего нужны стажеры?

Единственная и самая главная ценность стажеров — они разгружают штатных сотрудников, помогая им справиться с рутинными делами. Для стажеров работа в компании — практика, неоценимый опыт, возможность к теоретическим знаниям добавить навыки, которые пригодятся в дальнейшем.

Кроме того, стажеры, которые хорошо зарекомендовали себя во время стажировки, часто остаются работать в компании и начинают продвижение по карьерной лестнице. Те, кто считает стажировку потерянным временем, ошибаются, и мы сейчас расскажем почему.

Какие компании чаще всего нанимают стажеров

Чаще всего можно получить место стажера в рекламном или PR-агентстве, банке (начиная с позиции простого менеджера, заканчивая местом ассистента руководителя подразделения, отдела), аудиторской компании, табачном концерне, IT-компании (спросом пользуются новички, которые участвуют в конкурсах и программах), на ТВ и у девелоперов. Кроме того, места ассистентов и интернов предусмотрены в медиа-холдингах и государственных структурах. Стажировки в этих компаниях помогают лучше понять будущую профессию, получить качественные практические знания «в полях», а еще, как вариант, заработать деньги, побывать в других странах (крупные компании часто публикуют вакансии для своих зарубежных филиалов), повысить уровень знания иностранных языков и завести нужные знакомства.

Те же, кто хочет сменить род деятельности, на позиции стажера или ассистента, получают базу для хорошего старта в новой профессии. К таким соискателям компании, как правило, очень лояльны и потенциальные штатные сотрудники не долго задерживаются на месте стажера или ассистента.

Чего ждут работодатели от стажеров

Прежде всего — инициативность и острый ум. Если человек проявляет искренний интерес к тому, что делает и быстро учится применять полученные знания на практике, то стажировка перерастает в штатную работу уже через 3–6 месяцев.

Также в цене исполнительность, владение компьютером и сопутствующими гаджетами на уровне продвинутого пользователя (сейчас мало уметь работать в Word и Excel), реально активная жизненная позиция (хорошо если вы успеваете после десятичасового рабочего дня заглянуть в спортзал или на выставку современного искусства), не конфликтность и умение держать себя в руках во время стрессовых ситуаций (не падать на пол и не рыдать, если вас постигла неудача), и самый приятный пункт — согласие работать в выходные и сверхурочно.

В зарубежных компаниях существует практика найма стажеров среди выпускников крупных юридических и экономических вузов. Так студенты Стенфорда, Гарварда и Национальной академии наук (США) могут получить место интерна уже после второго курса обучения. Брокерские компании с Уолл-Стрит охотятся за «светлыми головами» студентов после того, как те заканчивают старшую школу. В США положение стажеров довольно выгодное, но они работают больше и тяжелее, чем их коллеги в Европе и России.

Юристы

Питер Гинсберг, младший партнер в юридической компании «Стоун, Питерс, Михельсон и Гинсберг» говорит, что их стажеры являются потенциальными сотрудниками компании уже на отборочном этапе.

«Мы ищем стажеров не только в именитых учебных заведениях, мы обращаем внимание на всех молодых специалистов, которые хоть как-то проявляют себя, даже на работе в государственных структурах. Часто к нам приходят юристы из бесплатной государственной адвокатуры. Наши интерны участвуют в судовых заседаниях, ведут несложные дела и развивают свои юридические навыки в течение года. Они работают 50–60 часов в неделю минимум и получают примерно такое же жалование, как сотрудник клининговой службы компании. Но они знают, что по истечении интернатуры смогут зарабатывать минимум $90 000 и работать в команде одного из партнеров. Конкуренция очень высокая.

Я сам начинал с места интерна в команде Семюэля Михельсона, одного из самых успешных юристов Вашингтона. Чтобы получить это место, мне пришлось проработать младшим клерком 1,5 года. Чтобы получить место младшего партнера, у меня ушло почти 6 лет. Я побывал во всех моргах Вашингтона, научился варить натуральный кофе и вел дебаты в суде с главным прокурором штата. Я поседел уже в 30 и обзавелся семьей только в 38 лет. Но оно того стоило».

Рекламщики

Полина Суворова, руководитель отдела digital-агентства в холдинге Embria, рассказывает:

«Мы, как и многие РА, частенько набираем стажеров среди студентов. Как правило, поначалу стажеры получают минимальную оплату (около 5 тыс. руб.), но и работают несколько часов в неделю, совмещая с учебой. В нашей практике были такие случаи, когда способные стажеры получали должность специалиста в агентстве. Один из них, кстати, стал руководителем отдела».


Кадровики

Светлана Шишкина, управляющий партнер компании Аутстаф Столица, комментирует:

«Мы сотрудничаем со стажерами с того времени, когда поняли, что бизнес должен быть социально ответственный. Выгод практически никаких, но социальность греет.

Наша компания нанимает стажеров на преддипломную и производственную практику. На стажировку чаще всего идут по профилю. Но по окончанию вуза многие хотят переквалифицироваться. Отсутствие ранней профориентации — проблема многих молодых людей, ситуацию усложняет зависимость от мнения окружающих. Молодые специалисты не всегда понимают, чего они на самом деле хотят. Что и говорить, я сама прежде чем занять высокий пост, попробовала с десяток разных профессий.

Возрастных ограничений нет, у нас один раз была стажером 30-летняя молодая мама.Мы выбираем стажеров, основываясь на таких параметрах: желание трудиться, взвешенность решений, аргументация. Иногда стажеры приходят по рекомендации.
Чаще всего стажеры работают с документами. Мы считаем, что эта достаточно ответственная рутина не всем по зубам, плюс ко всему они участвуют в подготовке графиков и отчетов.

Стажерам мы не платим. Но если человек достиг значительных успехов даже в этот короткий срок, он может получить приглашение в штат или возможность поговорить о премии. Некоторые стажеры работают в компании очень давно, разумеется уже на других позициях. Рекомендации мы даем, если человек стоит этих рекомендаций. То есть, говорим все честно и ему, и его будущим работодателям».


Айтишники

Иван Куц, CEO&Founder компания VIRTUAL FITNESS:

«Да, наша компания нанимает стажеров. Практикуем работу со стажерами с момента основания, а это около 1,5 лет. В основном приходят по профилю, но были и такие, которые хотели именно на переквалификацию. Возрастной порог есть. Но не с нашей стороны. Взрослея, люди готовы пойти стажёром с меньшей долей вероятности. Семья, дети немного ограничивают.

При найме обращаем внимание на то, готов человек учиться или нет. Если человек хочет, то сможет научиться. Правда тех, кто реально прорывается — единицы.

Стажеры у нас заняты несложными разработками, версткой, продажами, сбором данных. Мы никогда не ограничиваем людей. Если хотят, могут работать столько, сколько пожелают. А если серьёзно, то при работе стажёра менее 10 часов в неделю, как правило, пользы значительно меньше, чем затрат времени на обучение. Работу мы оплачиваем. Как правило, это деньги за реальный труд. Большинство приходит за ответом на вопрос: «в какую сторону мне развиваться, и что для этого делать?». Таким сотрудникам мы тоже помогаем.

Если кто-то хочет развиваться и показывает реальный результат, то мы никак не ограничиваем рост специалистов в компании. Было бы желание, а место найдется, ведь мы берем стажеров с прицелом на трудоустройство.

Если человек прошел у нас стажировку, то мы даем рекомендации, но исключительно честные. Здесь играет большую роль репутационный риск и прочее… Если же человек просто хорошо себя зарекомендовал, но не пожелал остаться в компании, то мы помогаем. Часто бывает обходимся парой советов, и человек самостоятельно находит работу.

Выгоды работы со стажерами очевидны, мы можем получить отличный мозг (или руки) дешевле хантерской цены. А если человек подойдет, то у нас будет отличный специалист, «заточенный» под нашу компанию, и платим мы уже совсем по другим параметрам».


Журналисты

Константин Шолмов, экс-выпускающий редактор газеты «Деловой Петербург», руководитель Северо-Западного медиацентра РИА Новости, управляющий директор медиагруппы «Правда Севера» поделился.

«Редакции традиционно берут на работу стажеров с факультетов журналистики. Как ни странно, эти стажеры не всегда мотивированы на то, чтобы улучшать навыки и вообще становиться журналистами (для многих стажировка — это „обязаловка“). Поэтому, когда я работал в газете „Деловой Петербург“, мы пошли по другому пути. Объявили набор в школу журналистики для людей, которые хотели бы поменять профессию. Курсы были бесплатными, продолжались два месяца (занятия 2–3 раза в неделю), их участники сразу начинали работать в отделах и по окончании курсов получали возможность стать стажерами в редакции — то есть, работать по договору ГПХ за гонорары. Такая модель оказалась эффективной: из 15–20 „курсантов“ в профессии оставалось пятеро, из них трое — непосредственно в редакции „ДП“ (уже перейдя в штат и сделав карьеру).

Стажеры — и это им объявлялось открыто — в редакции являются исполнителями самой неприятной, хлопотной и зачастую малоинтересной работы. Их сажают мониторить новости в Интернете, отправляют на мероприятия, с которых не ждут ничего интересного, но посетить которые нужно, чтобы поддержать отношения с дружественной пресс-службой. На стажеров любят переключать городских сумасшедших, политиков-демагогов и правдоискателей, которые всегда тянутся в редакции. При этом я всегда старался объяснить, что такой подход — не наказание, а самый быстрый способ изучить „реальную“ журналистику, на 80% состоящую из рутины. Как правило, люди это понимали и принимали.

Позже этот принцип „дешевый труд в обмен на навыки“ я применял к стажерам, работающим на информационных ресурсах СПбГУ, в Северо-Западном медиацентре РИА Новости и в изданиях группы „Правда Севера“ (Архангельск). Самый вопиющий случай произошел с нашим стажером Александрой Шпехт, которую я пригласил в РИА Новости на должность SMM-менеджера. Проблема заключалась только в том, что ставки SMM-менеджера в нашем подразделении не было, и пока мы ее „выбивали“ (мне кажется, на это ушло три месяца, но Саша считает, что шесть), бедная девушка работала бесплатно. Зато она получила возможность пройти обучение в самой профессиональной на тот момент SMM-службе „старого“ РИА Новости, обзавелась необходимыми связями, наработала себе портфолио — и сейчас является востребованным высокооплачиваемым специалистом».

Как мы видим, путь стажера тернист, тяжел и часто бесплатен. Но часто именно с такого опыта начинается успешная карьера. В курилках Газпрома стажеру гораздо проще обзавестись полезными знакомствами, чем главному менеджеру в маленькой компании, экспортирующей гвозди.

В журналистике с 2008 года. Основные темы: бизнес, банки, бухгалтерия строительство, одежда, дизайн, туризм, lifestyle.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73517
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19096
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13257
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9846