Чудеса на виражах: куда летит «Трансаэро»

Чудеса на виражах: куда летит «Трансаэро»

4724 22 октября, 2015 год

Один из крупнейших игроков на рынке авиаперевозок компания «Трансаэро» в начале октября вынуждена была приостановить продажи билетов по указанию Росавиации. Правительство предприняло попытку спасти компанию-банкрота, предложив «Аэрофлоту» приобрести контрольный пакет акций «Трансаэро». Однако сделка не состоялась. «Аэрофлот» взял на себя лишь оперативное руководство перевозкой пассажиров «Трансаэро». «Трансаэро» решили банкротить. Но история на этом не закончилась: практически одновременно с новостью о приостановке сертификата на полеты пришло известие о покупке контрольного пакета акций. Можно ли ожидать счастливого конца в авиасериале, и есть ли шансы заработать на этом рядовому инвестору, разбирался DailyMoneyExpert.


Высота принятия решения

Вечером 20 октября РБК сообщило о соглашении о продаже акционерам S7 не менее 51% акций «Трансаэро», подписанном генеральным директором и совладельцем группы S7 Владиславом Филевым и одним из крупнейших акционеров «Трансаэро» Александром Плешаковым.

Александр Плешаков в интервью изданию отметил: «Я готовил это соглашение, в том числе и потому, что не хотел бы допустить монополизацию авиарынка, чтобы пассажиры и сотрудники отрасли имели возможность выбора между авиакомпаниями. Кроме того, наша цель была в том, чтобы не пострадали многолетние партнеры и кредиторы авиакомпании, которые, несомненно, понесли бы ущерб в случае банкротства».

Участники не раскрывают сумму сделки, но цитируя Александра Плешакова, РБК уточняет, что цена пакета составила «существенно больше одного рубля, и сумма удовлетворит всех участников сделки». Напомним, ранее в рамках предполагавшейся сделки с «Аэрофлотом» по продаже «Трансаэро» пакет 75% плюс одна акция был оценен в один рубль.

Генеральный директор S7 заявил, что у компании есть план урегулирования отношений с кредиторами «Трансаэро», и что новые акционеры будут всеми силами стараться избежать банкротства компании.

По данным РБК, долг «Трансаэро» составляет около 260 млрд руб., из них 160 млрд приходится на лизинг самолетов, 85 млрд руб. — на кредиты банкам, остальное — задолженность топливным компаниям, аэропортам и поставщикам услуг.

Большие надежды

Участники рынка данную новость восприняли однозначно положительно.

Владислав Шевцов, генеральный директор онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com, в интервью DailyMoneyExpert отметил: «Я думаю, что владельцы S7 трезво оценили силы и возможности, соглашаясь на данную сделку. Основная цель S7 — не позволить Аэрофлоту монополизировать рынок, а также получить новые направления, которые были закреплены за Трансаэро.

Не так давно S7 уже подавала заявку в межведомственную комиссию при Минтрансе на получение 24 международных направлений, коммерческие права на которые принадлежат Трансаэро. Думаю, что сегодняшние планы по покупке акций перевозчика — еще один способ реализации данных намерений. На сегодняшний день S7 входит в тройку крупнейших авиаперевозчиков, и, получив ресурсы Трансаэро, сможет занять достойное второе место после Аэрофлота, не допустив консолидации рынка в руках одного перевозчика. Думаю, что у этой прибыльной компании с хорошим маркетингом есть все шансы на спасение ситуации. Для пассажиров усиление конкуренции на рынке авиаперевозок, безусловно, плюс, так как ее сокращение всегда ведет к повышению цен».

Константин Парфенок, директор по внешним коммуникациям andgo.travel, отметил, что в данной сделке больше положительных моментов, так как «такой вариант развития событий ведет к созданию второго сильного игрока на отечественном рынке, и это больше походит на американский вариант развития рынка гражданских перевозок (там, напомню путем консолидации и слияний как раз произошло появление нескольких гигантских перевозчиков, вроде Delta и American) и, как следствие, — конкуренции. И это хорошая новость».

«Не было у бабы забот…»

Однако эксперты отмечают и обратную сторону медали. По словам Константина Парфенка, вопрос в том, сможет ли S7 вытянуть «Трансаэро» с ее долгами. «Это черный ящик, — поясняет Константин, — мы не знаем, если ли у S7 качественная финансовая поддержка от банков (но она, скорее всего, присутствует, иначе зачем было лезть в драку) и хватит ли ее и опыта S7, чтобы снять часть финансовых претензий кредиторов к „Трансаэро“ и, в конечном итоге, оздоровить компанию. В любом случае, данное решение будет стимулировать конкуренцию, что полезно как для авиакомпаний, так и для клиентов».

Александр Хаминский, председатель правления НП «Республиканское юридическое общество», отмечает: «Уже, казалось бы, смотреть следует дальше — в тот несветлый час, когда десятке крупнейших банков страны, держащих до 60% отраслевого капитала, выйдет боком столь длительное прикрывание бюджетных дыр заведомого банкрота. Сама авиакомпания Трансаэро — уже не просто перевёрнутая страница истории, а зачитанная до дыр и оставленная за ненадобностью в кафе книга. Господин Филев, полагаю, принял решение о покупке, мягко говоря, не на 100% самостоятельно. Жил, казалось бы, человек себе спокойно, строил бизнес… А тут — „не было у бабы забот — купила баба порося“. Тот, кто навязал ему эту сделку, пусть даже на уровне идеи, — ему явно не друг».




Стремительная скороподъемность

На волне новости о покупке «Трансаэро» акции авиакомпании за один день выросли почти на 186,76% — до 19,5 рубля за акцию. Это произошло после того как Московская биржа изменила значения верхней границы ценового коридора. Однако эксперты предупреждают, что покупка акций Трансаэро несет в себе значительные риски.

Богдан Зварич, аналитик ИХ «Финам», предупреждает: «Риски, которые при покупке акций Трансаэро будет нести на себе инвестор, на мой взгляд, сейчас не адекватны возможным прибылям. Низкая ликвидность и высокая волатильность являются негативным фактором для бумаг компании и делают ее интересной исключительно для спекулянтов, готовых нести на себе повышенные риски. Что же касается инвесторов, то им стоит дождаться прояснения ситуации вокруг компании. Даже после покупки контрольного пакета акций компании акционерами S7 не ясно ее будущее. У компании слишком много долгов, и до сих пор неясно, сможет ли новый владелец договориться с кредиторами и сохранить не только саму компанию, но и объемы перевозок и их направления».




Прерванный полет

Правительство восприняло стратегическое решение владельцев «Трансаэро» о продаже контрольного пакета акций негативно. В частности, как сообщает «Интерфакс», первый вице-премьер Игорь Шувалов призвал правоохранительные органы изучить, каким образом «Трансаэро» оказалось в сегодняшнем финансовом положении.

Министр транспорта Максим Соколов в интервью телеканалу «Россия 1» заявил, что с 26 октября сертификат эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро» будет аннулирован. «Это значит, — пояснил Максим Соколов, — что с 26 октября самолеты «Трансаэро» не смогут подниматься в воздух. Министр транспорта также добавил: «Всех пассажиров, которые имеют на руках билеты, как мы и говорили раньше, возьмет на себя группа компаний „Аэрофлот“, и они будут перевезены непосредственно на рейсах „Аэрофлота“ или рейсах других российских авиакомпаний, которые в этой ситуации подставят плечо». По словам главы Росавиации Александра Нерадько, «аннулированный сертификат, в соответствии с правилами, не восстанавливается».

Чуть позже Правительство приняло решение передать «Аэрофлоту» до 56 международных направлений «Трансаэро». «Остальные будут в свободном распределении между другими компаниями», — отметил министр транспорта РФ.

Что будет с «Трансаэро» сейчас не ясно. Очевидно, что банкротство компании скажется на банках-кредиторах, авиационной отрасли, туроператорах, а значит сослужит не лучшую службу экономике страны в целом.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71912
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18877
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13064
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9763