Сергей Бурмистров: «Рост на антикварном рынке может быть и 100% в год»

Сергей Бурмистров: «Рост на антикварном рынке может быть и 100% в год»

8800 19 октября, 2015 год

На прошлой неделе на аукционе редких книг, рукописей, автографов, фотографий и плакатов поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», изданная при жизни автора, была продана за 4 млн руб. По итогам прошедшего мероприятия мы поговорили с Сергеем Бурмистровым, генеральным директором аукционного дома «Литфонд», о возможностях заработать на рынке антиквариата, отличиях антикварных предметов от арт-объектов, а также о том, почему интересы коллекционеров смещаются с XIX на XX век.


Можно ли считать антиквариат удачным объектом для инвестиций? Как кризис влияет на состояние рынка?

Антиквариат считался во все времена не только предметом роскоши и эстетического наслаждения, но и надежным вариантом сохранения и приумножения средств.

Как это не парадоксально, но, я думаю, что нынешний экономический кризис должен положительно повлиять на рынок антиквариата и искусства в России. Данный сегмент рынка это, не в последнюю очередь, — область выгодных инвестиционных сделок. В условиях, когда основные непромышленные вложения, приходящиеся на рынок недвижимости, уже не показывают стабильного роста и вызывают много вопросов со стороны инвестиционных экспертов, рынок антиквариата становится привлекателен и по-прежнему показывает стабильный рост.

Некоторые банки уже открыли, а многие инвестиционные фонды уже всерьез задумываются над ПИФами в антиквариат и предметы коллекционирования. Здесь, с моей точки зрения, должен наблюдаться стабильный рост на уровне 20–25% в год, а при условии привлечения квалифицированных специалистов-искусствоведов эти показатели можно увеличить.

Какова потенциальная доходность таких инвестиций?

У меня перед глазами значительное количество примеров, когда коллекционер приобретает для себя какую-либо редкую антикварную книгу или автограф известного литературного деятеля, платит за это огромные деньги и тут же ему начинают сыпаться предложения от других коллекционеров приобрести данный раритет по более высокой цене. Поэтому на антикварном рынке возможен годовой рост в 100 и более процентов.

Положительные тенденции на рынке прослеживаются четко, мы начинаем сравниваться с Западом, но пока в уровне продаж некоторых русских вещей. Так, на одном из аукционов, который я подготовил в прошлом году, была зафиксирована, пожалуй, самая высокая цена в мире за автограф Марины Цветаевой. Ее книга «Царь-девица» с автографом А. Ф. Керенскому продана за сумму, эквивалентную $250 тыс. Цены за редкие русские книги могут быть и выше, переходя рубеж в миллион долларов.

Отвлекаясь от сухих цифр, важно отметить, что антиквариат — это не только предметы роскоши, дарующие своему хозяину эстетическое наслаждение и return on investment. Часто случалось, что антиквариат помогал владельцам преодолевать серьезные жизненные неурядицы и даже спасал им жизнь. Система ценностей эквивалентна времени. И я вспоминаю рассказы моей бабушки, как книги и предметы декоративно-прикладного искусства, проданные на толкучке, помогли ей и ее семье выжить в войну.

Что из себя представляет современный антикварный книжный рынок?


rus

Серьезных книжных коллекционеров в России весьма немного. Думаю, что не более 100 человек. Если прибавить к этому тех, кто иногда совершает покупки недорогих антикварных книг, то вместе их число составит не более 1000. Как правило, это люди, прекрасно разбирающиеся в предмете и сами формирующие свои коллекции посредством частных и аукционных приобретений, как в России, так и за рубежом. В среднем, по моему опыту, на формирование достойного книжного собрания уходит от 50 000 до нескольких сотен тысяч долларов в месяц. Иногда отдельные редчайшие книги требуют одномоментно миллионных вложений, но это уникумы, которыми можно гордиться, передавать из поколения в поколение и в случае необходимости всегда выгодно продать.

Как разделяются понятия антиквариат и арт-объект? Тождественны ли они?

И то, и другое, безусловно, предметы коллекционирования. Но если в первом случае речь идет о старинных предметах, то арт-объекты — предметы собирания для тех, кто увлечен, в большей степени, послевоенным и современным искусством. Естественно, данные понятия не тождественны, но и антиквариат, и арт-объекты являются предметами коллекционирования, их покупают и для эстетического потребления, и как инвестиционные предметы.

Антиквариат — это больше для коллекционирования или для инвестиций? Можно ли совместить оба этих занятия? Можно ли сказать, что коллекционирование для души, а инвестирование — для заработка?

Коллекционирование настолько интимно, индивидуально и неповторимо, что, конечно, не может измеряться только в монетарном порядке. Любовь к предмету коллекционирования, в данном случае, к книге, ее глубокое понимание, определенный уровень образования, которым в том числе делится с коллекционером и сама книга, проникновение в эстетику книги — в типографские шрифты, технику иллюстрирования, художественный переплет — все это создает неповторимое собрание. Не только человек собирает библиотеку, но и сами книги собирают человека, дают ощущение силы и важности бытия.

Просто так, вдруг, коллекционером стать невозможно, даже если ты располагаешь неограниченными средствами. Коллекционирование — это далеко не хобби, это страсть, призвание, то, с чем-либо рождаешься, либо долго идешь к этому. Вирусом коллекционирования поэтому заражаются по-разному: кто-то с детства собирает все подряд, кого-то заинтересовали изящные переплеты и иллюстрированные издания, кто-то стал изучать историю и собирать редкие исторические монографии. Благородной страсти были подвержены практически все российские монархи и известные политические деятели. Император Петр Великий не только наладил печатание гражданских книг в России, но с большой читательской жадностью выписывал заморские книги по истории, кораблестроению, фортификации, математике; библиофилами были и его сподвижники Брюс и Меншиков.

Резюмируя, можно сказать, что если коллекция собрана с пониманием и для души, то она всегда будет нести в себе и инвестиционную составляющую.

В одном из интервью вы говорили, что интересы коллекционеров сместились с XIX века на XX. С чем это связано?

Думаю, это связано с общим подъемом интереса к истории XX века, с публикацией множества монографий о жизни и творчестве известных писателей и поэтов. Также это связано и с тем, что есть еще наследники, те кто знал того, или иного писателя в лицо и дружил с ним, и все это увеличивает интерес к такому близкому пока для нас времени.

Аукционы редких книг, рукописей, автографов, фотографий и плакатов — насколько распространенное явление в России? Кто их в организует?

В России, особенно в Москве, это становится, пожалуй, самым популярным инструментом продажи/покупки предметов коллекционирования. Владельцы антиквариата охотно несут сдавать вещи на аукцион, так как система продажи абсолютно прозрачна, и есть возможность, что предмет будет продан выше ожиданий владельца, если за него сразятся сразу несколько коллекционеров. Для собирателей антиквариата аукцион также интересен своей прозрачностью и теми гарантиями, что мы предоставляем.

Как стать участником такого аукциона? Как вообще правильно покупать антиквариат? Каковы подводные камни таких покупок?

Если покупатель обладает нужным уровнем знаний или у него есть профессиональный консультант, то покупать можно и нужно везде, так как неизвестно, где и когда может появится вожделенный предмет. Мы сами, как аукционный дом, часто выступаем в качестве консультирующей организации и помогаем формировать коллекции с нуля. Мы всегда можем просчитать возможный бюджет коллекции, если покупатель знает направление, в каком он хочет двигаться, и примерный объем и качество будущего собрания. Наши эксперты всегда помогут разобраться в подлинности предметов. Например, я сам являюсь аттестованным экспертом Министерства культуры РФ. Если же в каких-то из случаев компетенции не хватает или имеются сомнения, мы обращаемся к экспертам в музеи и государственные архивы.

Недавно на ваших аукционах ряд предметов (визитка Блока, личный дневник Ерофеева, песни Высоцкого) ушли по очень высокой цене (в разы больше, чем изначальная оценка). Почему?


blok

Визитную карточку Блока мы выкупили, чтобы подарить в Музей Александра Блока в Шахматово. Это часть благотворительной программы. А рукопись Владимира Высоцкого купил один из коллекционеров для своего собрания. Цены действительно очень высоки, особенно мы не ожидали, что Блока нам придется покуп, ать так дорого — в ходе торгов цена поднялась более, чем в 20 раз. Но это как раз то, о чем мы говорили выше — усиление интереса коллекционеров к вещам XX века.

Что ждет рынок антиквариата в будущем? Как соотносится развитие этого рынка в России с другими странами?

Антиквариат собирали и в Древней Греции, и в Риме, и в России XVI века, и, думаю, будут собирать всегда. Это, если хотите, определенная возможность путешествия на машине времени. Представляете, я держал в руках экземпляры книг, подписанные Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, книги из библиотек царей и императоров с их пометами и автографами — от Алексея Михайловича до Цесаревича Алексея. Именно эти экземпляры держали в руках и подписывали они сами! Это сравнимо с приключениями во времени! И, думаю, за это в том числе, антикварные книги и покупают.

Что касается особенного пути России на антикварном рынке, то путь этот вряд ли будет отличен от Запада. Я очень надеюсь, что здесь и через сто лет будут также собирать редкие книги, потому что дело это является важнейшей частью развития и сохранения культуры, той российской культуры, которой мы можем и должны гордиться.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 79120
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19993
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 14060
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 10279