Эксперты сходятся во мнении, что из всех финансовых инструментов структурные продукты (иначе структурированные) — одни из самых сложных. Это целая финансовая стратегия, которая строится из более простых базовых финансовых продуктов. Что собой представляют структурные продукты и для каких инвесторов предназначены разбирались вместе с экспертами.
Портфель по сути
Российскому рынку структурных продуктов едва ли насчитывается 10 лет. Пока он даже не развит с точки зрения законодательства, официально структурные продукты в России определяются как форвардные контракты. В США впервые структурированные продукты были размещены на внутренних биржах США в 1969 году.
В банковском словаре структурный продукт — инвестиционный портфель, формируемый инвестиционной компанией в интересах инвестора по заранее заданным правилам и продающийся как единый продукт. Включает как инструменты фондового рынка, так и банковские депозиты.
Как правило, формируемый портфель состоит из двух частей. Первая — безопасная, консервативная, максимально защищенная от рисков. Вторая — доходная, соответственно, более рискованная. За счет такого баланса создается положительный финансовый эффект.
В ФИНАМе обращают внимание, что в высоконадёжный инструмент вкладывается от 85 до 95% средств портфеля. Остальные же средства направляются во фьючерсы или опционы на базовый актив, роста или падения которого ожидает инвестор. Поскольку на срочном рынке покупка производного инструмента происходит с использованием «плеча», в случае, если предположение окажется верным, часть «срочного» портфеля может принести прибыль, в разы превышающую объём инвестиций. А купонные выплаты по облигациям, составляющим основную часть портфеля, позволят сохранить средства даже в том случае, если базовый актив подешевеет».
Портфели бывают разные
Яков Шляпочник в книге «Новая культура инвестирования или Структурированные продукты» выделяет несколько видов структурных продуктов, отличающихся механизмом обеспечения покупки производных инструментов на выбранные базовые активы:
1. Продукты, которые используют поток от инструментов с фиксированной доходностью для покупки производной составляющей, что позволяет гарантировать определенный уровень возврата капитала.
2. Использующие продажу одних производных инструментов для покупки других деривативов, приносящих доход. Часто продажу производных инструментов называют «продажей волатильности», так как именно уровень волатильности является основным фактором, влияющим на итоговую доходность, полученную таким способом.
3. С использованием финансового рычага (leverage), позволяющего извлекать повышенный доход в случае благоприятного движения рынка, но не предоставляющие гарантии защиты капитала. Такие продукты очень часто включают в себя сам базовый актив или фьючерсные/форвардные контракты на него.
Аналитики инвесткомпаний оптимистично смотрят на перспективы вложений в структурные продукты. Но важно понимать, что существуют и риски. Например, дефолт эмитента инструментов с фиксированной доходностью — наиболее существенный из них, поскольку может привести к потере инвестиций. За рубежом предпринимались попытки создать рынок для структурированных продуктов, которые не торгуются в связи с банкротством эмитента, но эти инициативы не получили достаточного развития. Один из самых ярких примеров — коллапс инвестиционного банка Lehman Browers.
Подойдет не каждому
Эксперты отмечают, что структурные продукты — инструмент для инвесторов, которые не стремятся самостоятельно активно торговать. При этом они хотели бы получить доход выше ставки по банковским депозитам, но в то же время не могут себе позволить потерять даже часть вложенной суммы.
В каждой компании разные пороги входа и разные предложения. Сегодня можно найти компании которые формируют портфели от 80 тыс. руб. В ФИНАМе считают, что, как правило, структурный продукт — инструмент для инвесторов с объёмом вложений от полумиллиона рублей.
Кризис не помеха
Хотя структурированные продукты в России еще относительно молоды как финансовый инструмент, но быстро набирают обороты. Аналитики считают, что в свете высокой волатильности на рынках и стремления инвесторов обеспечить себе сбережение накоплений, интерес к этому финансовому инструменту растет год от года.
Анна Бодрова отмечает, что когда глобальные экономики неустойчивы, а рынки очень уязвимы и чувствительны к любым новостям, структурированные продукты получают большее признание. «У такого продукта есть срок работы, прибыль выплачивается в конце. В сбалансированном продукте доходность может составлять и 20, и 40% годовых. Это плюсы данного инструмента. Среди минусов для российских инвесторов — довольно ощутимый входной порог, он может начинаться от $10 тыс. Это нужно для диверсификации активов. «Наш рынок структурированных продуктов только начинает развиваться, хотя в нем представлено достаточное количество предложений. Российский кризис не оказывает особенного влияния именно на этот инструмент — он создан для того, чтобы максимально обходить всевозможные риски».
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы