Наивысшая степень успеха маркетинга — сделать покупателя своим миссионером. Пример тому наглядно демонстрирует шведская компания IKEA. Наш эксперт Екатерина Горлова прочитала книгу «ИКЕА: собери свою мечту» и узнала, как компании удалось достигнуть таких результатов.
Для миллионов семей по всему миру IKEA — это разумные цены и европейское качество для дома, для владельцев небольших офисов — простота дизайна и удобство приобретения, и для каждого посетителя — место, где всегда можно приятно провести время. «Менять к лучшему повседневную жизнь большинства», — вот главный девиз IKEA — компании, которая продает мечту.
В мои руках книга Андерса Дальвига, которая так и называется, — «ИКЕА: собери свою мечту». Андреас проработал в IKEA 26 лет, десять из которых был генеральным директором. Реализуя план «10 задач за 10 лет», он достиг увеличения прибыли компании на 10%. Под его руководством IKEA наняла около 70 000 сотрудников и открыла более сотни новых магазинов по всему миру.
На первых страницах целью книги он обозначает не экскурс в историю компании, а желание проиллюстрировать на примере IKEA, как успешный и прибыльный бизнес может строиться на принципах активного социального участия.
«Разумеется, руководители ИКЕА стремились к профессионализму и успешному бизнесу, то есть к получению прибыли. Но это никогда не было их конечной целью. Социальные устремления компании выглядят не менее впечатляющими».
Когда попадаешь в пространство ИКЕЯ, кажется, что весь процесс от дизайна и производства до собственноручной сборки покупателями товаров дома отлажен до самых мелочей. Приобретая продукцию ИКЕЯ, в 99% случаев ты уверен, что риски получить некачественный товар минимальны. Все нужные отверстия в шкафу сделаны, шурупов хватит на все, детали идеально подойдут друг к другу, а инструкция понятна даже детям.
При наличии отлаженного механизма работы и безупречной репутации, ИКЕЯ может позволить себе думать о наивысшем — социальной пользе. Единственный ли это рецепт успеха для любого бизнесмена, стремящегося создать глобальную корпорацию? Безусловно, нет. На разработку того, что сейчас в ИКЕЕ работает как по часам, ушло более 70 лет. Андерс описывает три этапа формирования международной компании. 30 лет ушло на создание идеи бизнеса, формирование бизнес-модели: от доставки мебели по почте, до собственного производства. Именно на этом этапе зародились принципы работы, включающие, например, плоскую упаковку и формирование склада самообслуживания.
«Умение решать сложные задачи и проблемы и готовность рисковать — важный признак любого хорошего предпринимателя, и IKEA — не исключение».
После того как была сформирована четкая бизнес-модель, ИКЕА наметила курс на увеличение продаж, который занял 25 лет. Экспансия на американский рынок проходила не так гладко, как на европейский.
«Считалось, что шведский стиль и концепция ИКЕА подойдет США точно так же, как это произошло в других странах, в том числе в Канаде. В течение нескольких лет компания испытывала затруднения: продажи шли плохо, и бизнес приносил убытки».
В конечном итоге, учитывая локальные особенности, ИКЕЕ удалось расширить сеть до 40 магазинов по всей Америке. Появление в России пришлось на 90-е, когда все международные компании покидали рынок в связи с кризисом. Но рискнув, как и положено предпринимателю, ИКЕА выиграла. Об этом интересно почитать в книге Леннарта Дальгрена «Вопреки абсурду. Как я покорял Россию, а она — меня».
Большое внимание в книге уделено шведской модели менеджмента. Принцип равенства в управлении командой является приоритетным не только в ИКЕЕ, но в большинстве скандинавских компаний. Чем проще иерархия, тем легче создавать вместе нечто глобальное и важное.
Читая книгу, вы понимаете, что ИКЕА — не бездушный глобальный ритейлер, а компания с душой и традициями, которая, уважая свои, чтит и местные обычаи.
Вы можете здесь и сейчас назвать хотя бы одного конкурента ИКЕЯ? Я — нет. Без выхода на IPO, думая о конечном потребителе и его мечте, но и не забывая про амбиции, ИКЕЯ покорила мир, посвятив этому третий этап своего развития, который длится и по сей день.
Книга будет интересна руководителям любого бизнеса. Там нет четких рецептов заработка или идей по формированию стратегии развития компании, да и при всем желании едва ли у нас массово приживется принцип активного социального участия среди частных компаний.
Уходя из компании, Андерс ставит во главу угла не собственные амбиции, а только то, что он истощен и не может быть больше полезен компании, в которой он проработал четверть века. Для меня — это пример большого мужества, верности своему делу, глубокой порядочности — тех качеств, которые редки в современном российском бизнесе, но так необходимы в нестабильное время.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы