Требования, которые покупатели предъявляли к недвижимости еще вчера, сегодня уже в прошлом. Как рынок жилой недвижимости адаптируется под меняющиеся предпочтения покупателей, рассказали эксперты.
1. Падение интереса к формату «студий»
С начала кризисного периода малогабаритное жилье стало пользоваться популярностью. Люди вкладывали в недвижимость, желая сохранить накопления. Наиболее очевидным из бюджетных вариантов на тот момент стали квартиры-студии. Сегодня ситуация меняется.
Технический директор группы компаний «РЕМОНТ-ЭКСПРЕСС» Азат Галимзянов рассказывает, что сейчас предложение сильно превышает спрос.
Азат отмечает, что положение пока не критично и вполне может скорректироваться возможным появлением в рядах активных покупателей пенсионеров. Для них многокомнатная квартира после «расселения» детей становится обузой, их требования преимущественно непритязательны, потому и выбор вполне может пасть на малогабаритное жилье.
Отмечает падение спроса на студии и коммерческий директор компании BSA Алексей Зубик.
2. Квартиры евростандарта как ориентир
Квартиры с приставкой «евро» отличаются тем, что кухня в них объединена с гостиной на манер западных. Эта территория предназначена для совместного семейного отдыха, ужинов, приема гостей. При этом в квартире имеется еще одна или несколько жилых комнат.
Коммерческий директор SDI GROUP Максим Каварьянц уверен, что в ближайшем будущем будут востребованы именно «евродвушки». «Здесь присутствует большая кухня-столовая и две изолированные спальни. Средний метраж таких квартир составит 55–60 кв.м., а из-за возрастающей конкуренции и общего падения спроса такие квартиры станут относительно доступными».
3. Из окраин в центр
Еще одна тенденция прошлых лет может вскоре утратить актуальность. Если раньше покупатель менял комфорт и инфраструктуру центра на более доступный простор окраин, то сегодня в цене удобство.
Согласен с Марией и вице-президент, руководитель комплекса стратегического развития компании «Лидер Инвест» Виктор Черкасский.
4. «Второе дыхание» многокомнатных квартир
В центр захотят вернуться и семьи, желая дать лучшее подрастающему поколению. Загородная и пригородная инфраструктура пока недостаточно развита. Большим семьям понадобится просторное жилье, где расположены общая гостиная и отдельные комнаты для каждого из домочадцев.
Директор по маркетингу компании БИГ Девелопмент Вероника Манн отмечает рост интереса к многокомнатным квартирам.
Покупатели обращают внимание на планировку, этажность, качество материалов, инфраструктуру, потому что им самим в будущем жить в этих квартирах.
По площади это скорее не 200-300-метровые квартиры, а пространство в 100–150 кв.м.
Не согласна с прогнозом Мария Литинецкая:«Многокомнатные квартиры вовсе станут штучным предложением на массовом рынке жилья. В силу высоких бюджетов они не будут популярны. Кроме того, на одну женщину в России приходится только 1,7 ребенка (в среднем в семье меньше двух детей), а для их воспитания достаточно и трехкомнатной квартиры».
Один из оптимальных вариантов, которые рассматривают застройщики, прогнозируя тренд на значительное увеличение площадей квартир — планировка с возможностью их объединения. Между соседними квартирами не будет несущих стен, поэтому их легко снести. При желании жилплощадь можно снова разделить и продать квартиры по отдельности.
5. Комфорт и уютная окружающая среда — must have
Покупатели предъявляют все больше требований к качеству продукта, ориентируясь не на квартиры, а сам микрорайон. Будущие собственники хотят иметь всю инфраструктуру в шаговой доступности, красивую отделку снаружи и внутри, приятных соседей.
Виктор Прокопенко отмечает, что в обществе меняется отношение к понятию «дом».
Люди устали от типовых проектов, и это проявляется в желании жить в доме, не похожем на остальные.
Директор департамента маркетинга, рекламы и реализации «КомСтрин» Ирина Игнатьева отмечает, что покупателей интересуют особенности объекта недвижимости, обеспечивающие чуть больший комфорт.
Несколько подобных параметров, определяющих комфорт, выделяет и Виктор Черкасский. Среди них просторная кухня площадью не менее 10 кв.м., дополнительные места хранения, наличие готовой отделки.
Важность чистовой отделки отмечает и директор агентства МК-Элит Петр Войчинский. «Еще несколько лет назад премиальный сегмент первичной недвижимости на 100% был представлен квартирами с черновой отделкой. Опыт подсказывал девелоперам элитной недвижимости, что вкусы взыскательного покупателя настолько специфичны, что только он сам (руководствуясь помощью дизайнера) может создать отделку, которая бы его удовлетворила. Сегодня ситуация меняется. Общее оживление на рынке элитной недвижимости сформировало предложение элитного жилья с отделкой „под ключ“». Формат «въезжай и живи» — это то, что нужно современному покупателю недвижимости.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы