Как часто собственники российских компаний задумываются о том, чтобы увеличить стоимость компании за счет интеллектуальной собственности? Как правило, никогда. Почему так происходит и что может дать бизнесу капитализация интеллектуальной собственности, рассказал в своей колонке Илья Попов, финансовый эксперт.
Вопрос жадности
Активы международных компаний в среднем на 40% сформированы из интеллектуальной собственности (НМА), тогда как их доля в России, даже в инновационных и высокотехнологичных компаниях не превышает 5% от общей суммы активов баланса компании. Из-за отсутствия существенной доли НМА в активе баланса наш бизнес называют «кустарным», и не согласиться с этим невозможно.
Выделяют несколько видов интеллектуальной собственности:
— Know-how (например, секретная технология производства товара);
— Товарные знаки (например, известная торговая марка);
— Патенты;
— Базы данных клиентов/поставщиков;
— Программное обеспечение для ЭВМ.
Собственники бизнеса не думают о капитализации этих ресурсов, и причин тому несколько:
— Если бизнес процветает и стремительно идет вверх, завоевывая рынок, собственники компании полагают, что так будет всегда и не задумываются о защите бизнеса с помощью этого инструмента от нерадивых сотрудников, которых могут переманить конкуренты. Продажник может уйти с наработанной базой клиентов, которая до настоящего времени приносила вам не малую прибыль. Если владелец бизнеса и задумывается, то возникает другой вопрос «жадности» — стоит ли капитализировать интеллектуальную собственность, тем самым увеличивать налогооблагаемую базу в отчетном периоде, как результат сумму уплаты налога на прибыль компании.
— Если бизнес стагнирует и медленно, но верно уходит в рецессию, единственное, о чем думают собственники бизнеса, это как вывести компанию в точку ноль и снова вернуться в игру.
До 2015 года в России не было стандарта оценки интеллектуальной собственности.
Стоит отметить, что до 2015 года в России не было стандарта оценки интеллектуальной собственности. Сейчас необходимо руководствоваться федеральным стандартом оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО-11).
Главные бухгалтеры тоже не инициируют постановку интеллектуальной собственности на баланс компании. Причины объяснимы. Во-первых, отсутствие желания и уровень компетенций не позволяет это сделать многим. Во-вторых, проще сразу списать все затраты, а не амортизировать их в периоде. В третьих, нет возможности «поднять голову» от кучи навалившейся операционной работы.
Анализируя бухгалтерские балансы компаний можно столкнуться с ситуацией, когда например, у компании-дистрибьютора продукции, сумма НМА в активе баланса, гораздо больше, чем у компании производителя полного цикла, у которой высокотехнологичное оборудование и полностью автоматизированные бизнес процессы внутри компании.
Защита и финансирование
Что дает управление результатами интеллектуальной собственностью:
— Финансовая защита бизнеса. Защитить многомиллионные затраты в разработке без правильно оформленных прав на know-how невозможно.
На практике, очень часто держателем интеллектуальной собственности являются технологи производственных предприятий. С уходом данного сотрудника, уходит и технология.
— Рост EBITDA, увеличение стоимости компании и увеличение кредитного рейтинга заемщика с возможнотью беззалогового кредитования вашего бизнеса
В случае высокого кредитного рейтинга заемщика бизнесу будет доступно беззалоговое кредитование, пониженная ставка, максимально возможный кредитный лимит на развитие бизнеса, что даст преимущество перед конкурентами отрасли.
— Возможность участвовать в государственных тендерах или получать прямой контракт с иностранными поставщиками продукции
На практике, часто встрчается ситуация, когда компания не может принять участие в государственном тендере из-за отсутствия минимально допустимой суммы собственного капитала на балансе компании.
Резюмирую. Собственники компаний в России часто не задумываются, кому именно принадлежит их интеллектуальная собственность, товарные знаки, ПО, технологии производства и клиентская база. Более 90% компаний в нашей стране не применяют свои технологии в финансово-хозяйственной деятельности, и, как результат, не могут использовать это как актив для привлечения заемного банковского финансирования.
[simlink]Почему выживет малый бизнес10 правил, чтобы достичь успеха в жизни и бизнесе[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы