Продолжая цикл статей об обучении дома, поговорили с экспертами, чтобы взвесить аргументы «за» и «против» этой формы образования.
Против: социализация ребенка
Первый аргумент противников домашнего обучения — отсутствие у детей условий для социализации. Сейчас дети почти не проводят время на улице самостоятельно: жителей мегаполисов нельзя назвать сторонниками прогулок детей без сопровождения. При этом, и, возможно, как раз благодаря этому, индустрия детских развлечений, несмотря на кризис, переживает бурный расцвет. Отсутствие социализации может быть частично нивелировано походами в кружки, развивающие центры, регулярными прогулками на укомплектованных детских площадках.
Тем не менее для овладения навыками работы в команде ребенку действительно недостаточно комфортной семейной среды и даже спортивной секции.
Кроме того, по мнению экспертов, у ребенка может не сформироваться навык, а, соответственно, и стимул отстаивать свое мнение перед сверстниками.
Важно не только решить вопрос с всесторонним развитием ребенка, записывая его в кружки, спортивные секции, на дополнительные занятия творчеством в детских центрах. Хотя бы одно из направлений дополнительного образования вне дома должно предусматривать командную работу.
За: психологический комфорт
На другой чаше весов принудительной социализации — психологическое спокойствие ребенка: отсутствие лишних нагрузок, конфликтов с учителями, сверстниками или старшими школьниками. Нерешенные вовремя конфликты, в худшем случае — психологическая «травля» в стенах школы могут преследовать из года в год.
Против: самоорганизация
Второй после социализации распространенный вопрос, вызывающий беспокойство родителей, изучающих вопрос перехода на семейное обучение — не будет ли ребенок «отлынивать» от занятий вне жестких рамок расписания и обязательной посещаемости в ситуации изобилия свободного времени.
Главный принцип семейного обучения — следование за ребенком, его интересами. Понятие учебного года приобретает индивидуальность: процесс обучения может как растягиваться, так и ускоряться, когда программу нескольких классов ребенок проходит за один год.
Как уверяют эксперты, ненавязчивый родительский контроль и учебный план нужны в любом случае. Кроме того, серьезную роль играют совместные ежедневные занятия родителей с ребенком. Взрослый должен быть включен в процесс как соратник, проводник, не демонстрируя желание учить, поучать или контролировать. Такая позиция позволит ненавязчиво отслеживать прогресс в обучении. Совместные занятия в случае с семейным обучением — это не помощь в подготовке домашнего задания в традиционном смысле, а, скорее. наставничество. Обучение происходит повсюду. Это могут быть тематические прогулки по лесу или парку, совместный просмотр обучающих или художественных фильмов по заинтересовавшей теме, совместные театральные постановки, а также бытовые и творческие занятия — мыловарение, закатывание банок, сбор грибов, рисование и все, что угодно.
«При обсуждении плюсов домашнего обучения часто на первое место ставят свободу образования, то есть ребенок может выбирать что, когда и как долго изучать. Вопрос в следующем — исходя из чего, ребенок должен сделать такой выбор? Личность ребенка, его интересы и ценности еще не сформированы, они как раз и должны формироваться относительно границ, которые задают ребенку взрослые, в том числе и во время обучения. Необходимо помнить об еще одном компоненте обучения — мотивации; она, к сожалению, у ребенка далеко не всегда стабильна», — подчеркивает директор семейного комплекса «Центр Родительства», перинатальный психолог Виктория Тимофеева.
И все же, как отмечают эксперты, выспавшийся ребенок, овладевающий новой информацией в комфортном темпе, с искренним интересом, а не «из-под палки» — это совсем не тот, который вырвался на каникулы и не хочет слышать о дополнительных занятиях или чтении.
За/против: внутрисемейные связи
Дом — изначально место уюта, спокойствия и радости. Создать условия, способствующие максимальной концентрации в месте, где человеку свойственно расслабляться — задача не из простых. Нивелировать эту сложность поможет создание обучающей среды, открывающей дополнительные возможности саморазвития и выбора дела по душе: наличие в свободном доступе энциклопедий, книг, наборов для творчества, музыкальных инструментов, спортивных снарядов, конструкторов, приборов для изучения окружающей среды (микроскоп, подзорная труба, телескоп и пр.).
Родитель, конечно, не может равноценно заменить 12–15 профессиональных педагогов, но изучить глубже детскую психологию и педагогические приемы под силу каждой любящей маме. Дети легко «зажигаются», видя искренний интерес взрослого. Творческий подход и совместные попытки разобраться подстегивают ребенка на дальнейшее освоение сложного материала и компенсируют недостаток знаний по предмету взрослого и тем более отсутствие педагогического образования. В предмете, вызывающем сложности при изучения внутри семьи, помогут разобраться репетиторы или тематические кружки, школы.
За/против: качество образования
Если в школе занятия организованы в соответствии с четкими инструкциями, планами и требованиями с подобранным учебникам, то дома родители и дети вольны задействовать любой источник информации, а также углубленно изучать интересующие предметы в комфортном темпе. Эксперты уверены, что это благоприятно отображается на качестве полученного образования.
«Дети, которые обучаются на дому не из-за вынужденных обстоятельств или по состоянию здоровья, уже могут составить достойную конкуренцию по уровню знаний сверстникам, посещающим школы, — замечает Кирилл Бигай. — Доктор Брайан Рэй еще в 2012 году заявил, что все существующие достоверные исследования сводятся к одному выводу: и в академическом, и в социальном плане результаты домашнего обучения, как минимум, не хуже, а нередко — лучше, чем у школы».
Эксперты отмечают, что в системе семейного образования актуален принцип «Главное — не знать, а знать, где узнать». По любому вопросу можно найти специалиста, готового делиться информацией. Свободные формы образования, лишая ребенка принципа получения информации «получил разжеванное — переварил», стимулируют его на поиски и более глубинное изучение материала, вызвавшего интерес.
Домашнее образование — не волшебная таблетка. Оно не может идеально подходить большинству детей, тем более каждому. Есть те, чья потребность в тесной сплоченности с коллективом и широком круге общения исключительно высока, и домашняя среда не способна удовлетворить этот запрос в полной мере. Играет роль и готовность родителя, которому кроме высокой эрудированности, наличия свободного времени, понадобится и жажда собственного развития и совершенствования.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы