Кризис коснулся почти всех сфер бизнеса в России. Трудности в привлечении клиентов испытывают сегодня компании, которые предлагают жизненно важные продукты и услуги. Поэтому о кризисе в инфобизнесе сомневаться не приходится. Поговорили с экспертами и узнали, каковы перспективы тренингового бизнеса в России сегодня.
Кризис вскрыл беспомощность рынка
В тренинговой среде спрос и предложение идут рука об руку. Тренеры активно «повышают» свою квалификацию, предлагая все более инновационные способы улучшить жизнь, семью, карьеру, внешность. Благодарная аудитория внемлет и активно ходит на такие мероприятия, ожидая после их посещения светлого будущего. В последние шесть лет сегмент тренингов демонстрировал исключительно бурный рост. По разным экспертным оценкам, объем рынка тренинговых услуг до начала кризиса составлял $20–25 млн в год. Спад начался в конце 2014 года. В кризис, когда люди считают каждый рубль и экономят на еде, уже не до обучения.
В период сокращений
Эксперты отмечают, пережить кризис тренинговому рынку помогут лишь серьезные изменения. Но прежде всего, необходимо адаптироваться под те тенденции, которые сегодня происходят на рынке.
По разным экспертным оценкам, объем рынка тренинговых услуг до начала кризиса составлял $20–25 млн в год.
Во-первых, крупные компании сокращают расходы на развитие. Многие из корпораций имеют собственные университеты, полностью покрывающие потребности в образовательных программах. Во-вторых, в сегменте корпоративных тренингов существует высокий уровень конкуренции между компаниями, которые предлагают однотипные тренинги — такие как продажи, маркетинг, командообразование, лидерство и прочее. Новичкам и откровенно посредственным тренерам непросто выделиться и заявить о себе в этой лавине однообразия. Именно поэтому в последнее время наблюдается смещение акцента на сегмент групповых и индивидуальных занятий. Наиболее успешные компании занимают локальные ниши и фокусируются на одном продукте. В этом случае значительная доля рынка принадлежит тренингам личностного роста и развития.
Ориентация на Запад
Успешное и эффективное перенимание опыта зарубежных коллег может положительно сказаться на рынке тренинговых услуг. В России изначально удельный объем затрат на обучающие тренинги и в корпоративном, и в частном секторе существенно ниже, чем в развитых странах.
Наиболее успешные компании занимают локальные ниши и фокусируются на одном продукте.
Сегодня в сравнении с международными трендами российский рынок имеет ряд ключевых отличий. Юлия Бровкина, основатель, проекта «Рожденные для счастья», отмечает, что в США за последние три года объем рынка онлайн-образования вырос в три раза. В России же этот сегмент все еще в начальной стадии формирования. Причина тому — недоверие граждан к этой форме оказания услуг.
Кроме того, отмечает Юлия Боровкина, если говорить о внутрикорпоративном обучении, то в России этим, как правило, занимаются люди, у которых нет для этого достаточной квалификации. На Западе же традиционно принято большое значение уделять вопросам менеджмента знаний и личностному росту. Как правило, это доверяют лишь высокопрофессиональным специалистам.
«Важны не понты, а голова»
В сегодняшней ситуации, единогласно утверждают эксперты, выживут лишь те тренинговые компании, которые обладают более высоким уровнем профессионализма. Потенциальные лидеры владеют несколькими смежными сферами знаний, гибко подстраиваются под нужды клиентов, предлагая им те продукты, которые востребованы здесь и сейчас, и успешно применяют адаптированные под тренинговый бизнес современные технологии маркетинга и коммуникаций.
Сегодня востребованный тренер обязан сам знать, уметь и иметь опыт в том, чему обучает.
Алексей Горбунов согласен, что кризис оголил более существенные сложности, чем навыки отдельных сотрудников. Здесь — и необходимость оптимизации бизнеса, и упрощение и переосмысление процессов, а также принципов принятия решений и планирования. «Сейчас никого не удивит, если тренера привлекают не на разовый тренинг, а на вживление в компанию подходов и практик, которым он обучает, — комментирует Алексей Горбунов. — Дело это хлопотное и на одних презентациях далеко не уедешь». Сегодня востребованный тренер обязан сам знать, уметь и иметь опыт в том, чему обучает. Опыт разных индустрий, желательно в разных должностях — явные преимущества, которые позволяют компаниям вырабатывать собственные решения, а не использовать копии, переполняющие рынок.
Сегодня пользуются спросом услуги тех компаний, которые подстраиваются под новые запросы и готовы на практике «показать, как это работает», а не просто выделить тренера с маркером у доски. «Диагностика, адаптация, сопровождение после тренинга, обучение в действии — неотъемлемые атрибуты успешного тренинга сегодня», — уверен директор консалтинговой компании SQ-Team.
Поговорка «встречают по одежке» в кризис теряет актуальность. В сотруднике сегодня ценится, прежде всего, результативность. Консультанты и тренеры — не исключение. «Хороший консультант обязан иметь обширный практический опыт, который базируется на твердом знании теории, — резюмирует Евгений Михайленко. — Хороший консультант — это мощнейший инструмент в бизнесе, источник новых идей, разумных предложений, вдохновения, наконец. Бизнес, возглавляемый даже не самым опытным управленцем, но под крылом серьезного эксперта всегда побьёт любого конкурента».
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы