Деньги на бизнес: всегда ли стоит проводить ICO

Деньги на бизнес: всегда ли стоит проводить ICO

4949 5 Декабрь, 2017 год

Людмила Голубкова, соучредитель и управляющий партнер венчурного фонда Starta Capital, председатель Административного совета Национальной ассоциации бизнес-ангелов, рассказала, всем ли компаниям подходит ICO для привлечения средств.

Что такое ICO?

ICO — Initial Coin Offering — так называемое «первичное размещение монет», выпуск и размещение криптографических токенов на криптовалютных площадках. ICO — это новый финансовый инструмент привлечения средств в свою компанию. ICO позволяет компании выйти на биржу и привлечь средства от всех желающих. В этом смысле ICO напоминает, с одной стороны, краудфандинг, с другой стороны, IPO, Initial Private Offering, первичное размещение акцией частных непубличных компаний на классических фондовых биржах.

Токен можно отнести к классу традиционных активов, торгующихся на бирже, но не классических, а цифровых.

Особенностью ICO является технология: кампания строится на основе технологии блокчейн, с помощью программного продукта под названием «токен». Токен, или цифровая «монета», является разновидностью частных денег: он эмитируется частными лицами. Как недавно заявил один из глобальных регуляторов в сфере криптовалют Monetary Authority of Singapore (MAS), токен является продуктом рынка капитала. Это означает, что токен можно отнести к классу традиционных активов, торгующихся на бирже, но не классических, а цифровых.

Для каких компаний подходит ICO?

ICO имеет смысл использовать в том случае, когда компания может быть интересна частным инвесторам криптовалютного рынка. Здесь не важно, что как эта компания называется: «стартап», «технологическая компания», «предприятие реального сектора». Инвесторы зарабатывают не на каком-то бизнесе или технологии, а на колебаниях курсов ценных бумаг, обязательств, валют. В этом смысле традиционный фондовый рынок и криптовалютный рынок мало чем отличаются.

Всем ли подходит ICO?

Для очень специального вида технологических компаний и стартапов ICO является практически единственным и очень своевременным способом привлечения средств. Это проекты для развития самого криптовалютного рынка, цифровой инфраструктуры, совершенствования технологии блокчейн. Вот примерный перечень таких проектов: решения для криптобирж, инструменты для криптоинвесторов и трейдинга, такие как электронные платежи (кошельки, обменники), транзакционные решения в сфере защиты трафика и данных, ускорения транзакций, проектирование криптовалют, протокольных токенов, проектирование децентрализованных хранилищ. Именно эти проекты получают на ICO десятки и даже сотни миллионов долларов в криптовалютном эквиваленте. Инвесторами и держателями токенов становятся не столько частные лица, сколько финансовые институции (фонды, банки и т. п.), заинтересованные в развитии цифровой экономики.

В каких случаях не рекомендуется проводить ICO?

Есть несколько случаев, когда ICO не даст нужного результата и приведет только к лишним затратам на организацию и проведение кампании.

Во-первых, это настоящие венчурные стартапы. В строгом смысле, «венчурный стартап» — это проект, который должен быть быстро и дорого куплен крупной компанией, корпорацией. Такого стратегического инвестора интересует не столько малый бизнес, сколько продукт, созданный основателями на основе собственной уникальной технологии. Основателям надо концентрироваться на том, чтобы найти это приложение технологии, сделать продукт, понять, кто купит стартап-компанию, а не «ублажать» инвесторов-спекулянтов. Одновременное выполнение двух разных проектов: поиска маркетинговой ниши и выхода на ICO, скорее всего, приведет к тому, что основатели окажутся между двух стульев и не привлекут средства ни от тех, ни от других.

Меня беспокоит отсутствие у россиян, даже сравнительно молодых, представления о двух экономических парадигмах.

Во-вторых, это проекты с малой емкостью целевого рынка, локальные, не масштабируемые трансгранично. Например, сеть фитнес-клубов или небольших кафе в каком-то населенном пункте и даже регионе может приносить своим владельцам приличный доход, но это не масштабируемый бизнес, тем более на глобальном рынке.

В-третьих, сложное оборудование, вдобавок регламентируемое третьей стороной. Возьмем расходомеры для предприятий атомной энергетики. Они имеют очень узкое применение, сложны в изготовлении, должны постоянно проходить метрологические проверки. Это предметы материального мира, которые не так-то легко «цифровизировать». Да и не надо!

Насколько частные инвесторы смогли перестроиться с традиционных финансовых каналов на криптоинвестиции?

Мне постоянно приходится иметь дело с людьми, желающими инвестировать в стартапы или в новые финансовые инструменты. Несмотря на хорошее базовое образование, дополнительное обучение в западных бизнес-школах, наши частные инвесторы зачастую не понимают смысла современных финансов, не имеют понятия об альтернативных инвестициях, к которым относится венчур, а теперь и ICO.

Меня беспокоит отсутствие у россиян, даже сравнительно молодых, представления о двух экономических парадигмах. Я называю их «экономика результатов» и «экономика ожиданий». К первой относится реальный сектор, те объекты, для которых имеется статистика, вероятностные модели и их можно «посчитать». Экономика ожиданий основана на образе будущего. Умение оценить потенциал проекта, его качество, является для инвестора основным профессиональным умением. Здесь есть огромное поле для действий государства — поощрять инвесторов, готовых вкладывать не только в традиционные активы, но и в проекты, определяющие будущее нашей страны.

Людмила Голубкова

Соучредитель и управляющий партнер венчурного фонда Starta Capital, председатель Административного совета Национальной ассоциации бизнес-ангелов

Особая ценность: почему яхты такие дорогие? 1391
Доллар за 70, евро за 80: чего ждать от рубля дальше? 3680
Особенности шопинга в Израиле 5816
Александр Бабицкий: «Яхтинг — это возможность войти в большой и азартный спорт» 4387