Бизнес-опыт: как решить кадровый вопрос в технологичном бизнесе

Бизнес-опыт: как решить кадровый вопрос в технологичном бизнесе

4865 15 июня, 2017 год

Данил Соловьев, директор федеральной сети автосервисов FIT Service, рассказал в своей колонке, как решить проблему кадров в быстроизменяющемся технологичном бизнесе.

Высокие требования

Современный автосервисный бизнес — зеркало технологически емких и быстро совершенствующихся отраслей. На его примере хорошо видны сложности, свойственные многим бизнесам, жизнь которых зависит от актуальности знаний и технической подготовки персонала. С каждым годом автомобили становятся все более совершенными, в них все чаще используют высокоточное, программное и спутниковое оборудование, электронику, новые узлы и агрегаты. Это предъявляет высочайшие требования к навыкам автомехаников, электриков и мастеров-приемщиков. К современной машине уже не подойти с молотком и одним гаечным ключом. Без диагностического сканера капот можно вообще не открывать. Поэтому для крупных игроков автосервисного бизнеса вопрос качественного кадрового обеспечения — принципиально важен.

Бизнес-опыт: как пережить падение рубля

На своем опыте мы убедились, что лучше не принимать специалистов с 20-летним стажем работы, так называемой «советской закалки». Нет, мы ничего не имеем против таких специалистов, но с ними намного сложнее. Как правило, это люди с устоявшимися представлениями и стереотипами. В большинстве случаев они ничего не знают о новых технологиях и, что самое главное, не хотят их осваивать. Эта негибкость и нежелание учиться приводит к тому, что в процессе работы именно опытные механики допускают больше всего брака и потерь. В то же время мы понимали: в нашей сфере рынок квалифицированного персонала довольно узок. Хороших мастеров немного, и все они так или иначе друг друга знают — дружат, учились или работали вместе.

Мы для себя увидели два логичных пути решения кадрового вопроса: принимать профессионалов по рекомендациям и готовить себе специалистов самостоятельно.

Найти профессионала

Поиск специалистов на открытом рынке через вакансии оказался для нас не достаточно эффективен. Во-первых, таким образом, крайне сложно найти действительно классного мастера. Во-вторых, высококлассный ремонтник может не обратить внимания на вакансию, а если обратит, то по ней может и не оценить всех преимуществ работы в нашей сети. Люди выбирают уже не только зарплату, но и сопутствующие вещи. Рассказ о соцпакете — хороших условиях работы, премировании, корпоративных мероприятиях — обычно это лишь строчки текста. Куда эффективнее, если человеку об этом расскажет его знакомый или бывший коллега. Честно, эмоционально, доходчиво.




Рекомендации стали для нас основным способом поиска профессионалов. В этот процесс вовлечен персонал всех наших станций. Если сотрудник привел специалиста, который подошел под наши требования, то получает вознаграждение. Около трети персонала, который работает непосредственно в боксах более чем 70 наших автосервисов, мы набрали именно так. С помощью рекомендаций, мы постепенно сформировали базу высококвалифицированных специалистов по всем городам России, где представлена наша сеть. Эта база используется, в том числе, при открытии новых станций техобслуживания по франчайзингу.

Сделай сам

Четыре года назад мы создали в Новосибирске собственный обучающий центр для подготовки специалистов СТО. В его создание мы инвестировали в общей сложности 1 млн евро. Приобрели современное учебное оборудование, в том числе специальный автомобиль-стенд Audi S5, вместе с европейскими производителями запчастей и деталей составили программы по техническому обслуживанию и ремонту.

После обучения скорость выполнения работ мастерами вырастает в два раза, а выручка автосервиса в целом увеличивается на 30%.

Теперь мы сами для себя готовим автомехаников, автоэлектриков, мастеров-приемщиков, руководителей автостанций. Мы учим свой персонал выполнять технически сложные работы, например, капитальный ремонт двигателя или роботизированных коробок передач, даже на современных автомобилях.

В тренинговом центре бесплатно проходят первоначальное обучение и повышение квалификации весь персонал наших автосервисов, в том числе сотрудники автосервисов, открывающиеся по франшизе в других регионах России. Мы зафиксировали, что после обучения скорость выполнения работ мастерами за счет знания верных технологий вырастает в два раза, а выручка автосервиса в целом увеличивается на 30%.




В поисках молодых специалистов, которые хотят учиться и развиваться профессионально, мы пошли в специализированные профессиональные училища и техникумы. Сейчас сотрудничаем с двумя образовательными учреждениями. За четыре года практику в нашем тренинговом центре и станциях прошли около 400 студентов, однако только около 100 из них остались работать в нашей компании. Остальные не подошли нам, либо сами не стремились работать по профессии.

Со временем наш тренинговый центр изменил свою роль и стал не только «корпоративным университетом», но и открытой площадкой, которая готовит специалистов для рынка в целом. Из 2,5 тысяч человек, прошедших за 4 года обучение и переподготовку в нашем центре, почти 40% — работники независимых автосервисов, которые в какой-то мере являются нашими конкурентами, а также частные лица, которые учились для себя.

Из 2,5 тысяч человек, прошедших за 4 года обучение и переподготовку в нашем центре, почти 40% — работники независимых автосервисов.

В последний год обучение сторонних ремонтников стало бизнесом, который приносит компании доход, а станции укомплектованы высококвалифицированными специалистами. Все это подтверждает правильность нашего подхода к решению кадрового вопроса. Его можно рекомендовать для всех отраслей, которые зависят от актуальности знаний и технической подготовки персонала.

[simlink]Бизнес-опыт: что дает смена модели управленияКризис — время покупать бизнес[/simlink]

Директор федеральной сети автосервисов FIT Service

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70508
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18747
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12976
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9709