Зачем банкам офлайн-отделения

Зачем банкам офлайн-отделения

1437 20 Март, 2017 год

Сегодня основной тенденцией на банковском рынке является диджитализация и, как следствие, сокращение количества офлайн-офисов. Фокус внимания банков...

Сегодня основной тенденцией на банковском рынке является диджитализация и, как следствие, сокращение количества офлайн-офисов. Фокус внимания банков смещается в сторону онлайн-услуг. Смогут ли онлайн-сервисы заменить традиционные офисы, рассуждал Михаил Сахин, председатель правления «Геобанка».

Переход на онлайн-обслуживание выгоден банкам с экономической точки зрения, ведь чем больше клиентов отказываются от личного обращения в отделения, тем меньше затрат на развитие сетей. Создание офлайн-отделений — это внушительная статья расходов, при этом рискованная и не всегда окупаемая.

Создание офлайн-отделений — это внушительная статья расходов.

Например, шикарный офис, соответствующий статусу банка, открытый в маленьком провинциальном городке, часто оказывается убыточным. Поэтому каждая новая волна экономических кризисов на банковском секторе отражается сокращением числа отделений. Так это было и в 2008 году, и в 2015-м. Поэтому диджитализация — удобный повод отказаться от рискованных затрат на развитие офисов.

Удаленная идентификация: как это будет

Но на самом ли деле онлайн-приложения способны заменить офисы и в какой перспективе? Наша статистика свидетельствует, что отказываться от офлайн-отделений банкам еще слишком рано — в Москве доля пользователей онлайн-приложений едва достигает 20–30%, а на периферии составляет лишь около 5%.

В какой перспективе ждать существенного увеличения этих цифр? Точно не в краткосрочной. Причин тому как минимум две. Во-первых, в России своя специфика культуры труда. У нас так называемая гаражная экономика имеет огромные масштабы. Так, по подсчетам правительства, около 30 миллионов россиян работают без официального трудоустройства, а соответственно, и оплату получают наличными. Особенно выражена эта тенденция в регионах. Имея наличные деньги, а не счет на карте, людям удобнее совершать платежные операции непосредственно в банковских отделениях. Значит пока в стране будет существовать гаражная экономика, будут востребованы и офисы. Вторая причина, замедляющая переход на онлайн-сервисы, — сила привычки старшего поколения, которое не готово осваивать гаджеты.

7 способов сэкономить на кредитной карте

Наш опыт показывает, что спрос на банковское обслуживание офлайн остается стабильным. Согласно статистике сети «Многофункциональных банковских офисов», ежемесячно в 75 отделениях совершается порядка 300–350 тысяч только коммунальных платежей, то есть на каждый офис приходится около 4 тысяч клиентов, нуждающихся в этой услуге. Следующими по популярности в отделениях сети являются денежные переводы и обмен валют. В небольших населенных пунктах банкам невыгодно содержать собственные офисы, но именно здесь потребность населения в офлайн-обслуживании наиболее высока.

В небольших населенных пунктах банкам невыгодно содержать собственные офисы

Развитие технологий в любом случае неизбежно отразится и на офлайн-отделениях. Сегодня на смену традиционным офисам приходит новый формат — мультифункциональные банковские офисы. Это своего рода банковские агергаторы, совмещающие под одной вывеской услуги различных банков-партнеров. То есть клиенты, приходя в такой офис, могут воспользоваться услугами различных банков, например, оформить кредит, а также совершить коммунальные или любые другие платежи, отправить переводы, обменять валюту. Благодаря небольшим помещениям и ограниченному количеству персонала такие офисы рентабельны там, где традиционные отделения банков не окупаются.

[simlink]Денис Голещихин, «Евросеть»: «Люди выбирают ценой»5 способов снизить проценты по кредиту
[/simlink]

Михаил Сахин

Председатель правления «Геобанка»

Доллар за 70, евро за 80: чего ждать от рубля дальше? 58
Особенности шопинга в Израиле 548
Александр Бабицкий: «Яхтинг — это возможность войти в большой и азартный спорт» 735
Plantronics Voyager 3200: обзор пользователя 802