Бизнес-опыт: как пережить падение рубля

Бизнес-опыт: как пережить падение рубля

4582 17 марта, 2017 год

Декабрь 2014 года стал стрессовым для многих предпринимателей. Обвал рубля привел к росту цен в разы, что накануне Нового года подкосило не один бизнес. Опытом выживания в стрессовых условиях неопределенности российской экономики поделилась Юлия Бондарчук, основательница лавки Edoque.

Многие до сих пор спрашивают у нас об особенностях работы под санкциями, о спросе на наши фруктовые коробки в кризис, но мало кто знает, какая история приключилась с нами в декабре 2014 года, когда обвалился рубль, и взлетели курсы валют.

Рост цен на продукты — привычная реальность

Мы знали, что под Новый год у нас будет очень много заказов, но тогда слабо представляли себе, сколько именно, потому что это был наш первый опыт работы в праздничное время. Открывшись в апреле 2014 года, мы успели заметить хороший рост спроса в мае и июне, в период последних звонков, экзаменов и выпускных, а также перед 1-м сентября. Мы также заметили, что наши коробки часто дарят на Дни Рождения и другие праздники, и к Новому году ожидали больших продаж.

Наша специфика такова, что брать временный персонал в помощь на короткий период очень сложно. Как сборка, так и клиент-менеджеры проходят серьёзное обучение и долго стажируются. Казалось бы, простая работа по сборке коробок с фруктами и овощами усложняется, когда оказывается, что каждый из них должен быть идеален внешне и безупречен по вкусу. Консультирование клиентов и работа с возражениями — тоже работа, которой нужно научиться именно у нас. Поэтому людей с улицы мы на такие важные дни пригласить не можем.




Мы готовились заранее: ограничили новогодний ассортимент несколькими специальными праздничными коробками и рядом отдельных позиций и решили оформлять только предзаказы с условием предоплаты. Мы хотели понимать точное число заказов к 27 декабря и быть готовыми к фактическому количеству, чтобы ни одна из служб не провалилась.

Наша аудитория бодро отреагировала на такую схему, и к середине декабря у нас уже было немало заказов на предпраздничные дни. Около 60% заказов люди оформили заранее, когда мы огласили условия.

Бизнес в кризис: как Даша пирожки печет

И тут произошло то, чего никто не ожидал. Курсы валют начали стремительно расти, вместе с ними ещё стремительнее побежали вверх закупочные цены. В первый день всё стало дороже в 2 раза, во второй — в 2,5, и так довольно быстро цены на некоторые позиции выросли даже в 3–3,5 раза. Наша наценка не выдерживает такого роста себестоимости, и все предзаказы сработали бы в минус. Мы временно прекратили приём заказов на предновогодние дни, чтобы подумать, что делать.

Поднимать цены на уже оплаченные товары мы не могли. Это ударило бы по настроению и лояльности. В 2–3 раза поднимать цены на сегодняшний ассортимент — тоже не вариант. Мы решили, что в этой ситуации нам дороже лояльность клиентов и их праздничный настрой. С предзаказами мы ничего не стали делать, а цены увеличили лишь немного. В итоге мы отработали декабрь в ноль. Клиенты остались довольны, с объёмом мы справились и не жалеем о таком решении.

Паника на рынке довольно быстро стихла, и в январе мы работали уже довольно ровно. Подкрасили поседевшие волосы, пересмотрели немного ассортимент и цены, присмотрелись к новым поставщикам и продолжили развиваться.

[simlink]Незаменимых нет? Продуктовое импортозамещение в действииСтанислав Черкасов: «На 100% от импорта мы все равно не уйдем»
[/simlink]

Основатель лавка Edoque.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73629
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19109
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13263
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9850